Корабль призрак — встреча в океане
5 ноября 1872 года корабль «Мария Целеста» (Мария Селеста, Mary Celeste) под командованием капитана Бенджамина Бриггса покинула Статен-Айленд (Нью-Йорк), взяв курс в порт Генуя, Италия. В трюмах судна размещалось 1704 бочек спирта-ректификата, принадлежавшего компании «Meissner Ackermann & Coin».
Вместе с капитаном и семью членами команды на борту корабля находились жена капитана Сара Бриггс и его дочь София Матильда двух лет от роду.
Десятью днями спустя — 15 ноября из Нью-Йорка тем же маршрутом отправляется груженный керосином канадский корабль «Dei Gratia» («Дей Гратиа»). Капитан корабля — опытный моряк Дэвид Морхауз.
4 декабря 1872 года Джон Джонсон — рулевой «Dei Gratia» обнаруживает по курсу необычное судно. Внешне корабль выглядел вполне «на ходу», однако «заваливание» корпуса с одного бока на другой, да «хлопающие» на ветру изодранные паруса указывали на то, что кораблем никто не управляет. Заподозрив неладное, Джонсон доложил капитану Морхаузу об увиденном. Вооружившись подзорной трубой, Морхауз без труда определил по надписи на борту, что это была «Мария Целеста». Озадаченный Морхауз приказывает своему первому помощнику Оливеру Дево и второму помощника Джону Райту спустить шлюпку на воду, пришвартоваться к кораблю и разведать обстановку. Оказавшись на палубе «Марии Целесты», Дево не нашел на борту ни живых ни мертвых.
Тщательно обследовав судно, Дево обнаружил морскую воду между переборками и палубами корабля, достигшую уровня в 3.5 фута (1.1 метра), что не является критическим уровнем воды для судна такого водоизмещения, стержень для измерения уровня воды в трюме был обнаружен брошенным на палубе. Навигационное оборудование — хронометр и сектант отсутствовали, каркас крышки компаса был смещен, а стекло защитной крышки разбито, по полу капитанской каюты были разбросаны детские игрушки. Швейная машинка Сары Бриггс — жены капитана выглядела так, будто швея не закончив работу, отвлеклась на минуту по своим делам, масленка для смазки механизма машинки лежала рядом. Ценности, деньги и вещи оказались не тронутыми, под кроватью в каюте капитана была найдена итальянская сабля в ножнах, курительные трубки моряков аккуратно сложены в кубрике — весьма странное обстоятельство, окна кормовой надстройки капитанской каюты завешены брезентом и приколочены досками. Паруса корабля находились в неудовлетворительном состоянии, оснастка частично повреждена, спасательная шлюпка отсутствовала. Крышка основного люка была плотно задраена, однако люки в носовом трюме были сорваны и брошены на палубе. Кусок каната на корме одним концом находился в воде и имел растрепанный изношенный вид. Никаких признаков борьбы или насилия над людьми найдено не было. В камбузе чисто убрано, приготовленной к употреблению пищи не обнаружено, запасы воды и продуктов питания долговременного хранения практически не тронуты. Из документов был найден судовой журнал. Все прочие судовые документы отсутствовали.
В судовом журнале корабля последняя запись датирована 5-тью часами утра 25-го ноября 1872 года, положение судна на эту дату было обозначено координатами 36°57′ северной широты и 27°20′ западной долготы — это вблизи острова Санта Мария в районе Азорских островов в 400 морских милях от места встречи с «Dei Gratia», также судовой журнал сообщал, что на протяжении почти двух недель до этой даты «Мария Целеста» противостояла сильным ветрам и бушующему морю.
Согласно морскому законодательству того времени, нашедший судно, имел право на финансовое вознаграждение от полной суммы стоимости судна и найденного на нем груза. Видимо, поэтому Дево согласился на предложение капитана Морхауза перегнать судно на Гибралтар в команде из четырех моряков «Деи Гратиа», оставшиеся четыре матроса продолжили коммерческий рейс во главе с Морхаузом по прежнему маршруту. 13 декабря 1872 года «Мария Целеста», преодолев 600 миль, была отбуксирована к берегам Гибралтара, где немедленно была изъята вице-адмиралтейским судом для проведения следственных действий накануне слушания дела о пропаже экипажа корабля.
Специальная комиссия, назначенная главным прокуром города Солли Флудом, немедленно приступила к делу. В состав комиссии вошли специалисты по корабельному делу, юристы, капитаны английских кораблей и чиновники Адмиралтейства.
Заслушав отчет капитана Морхауза о проишествии, а также ознакомившись с протоколом показаний Оливера Дево комиссия приступила к обследованию судна. В частности, было установлено:
— груз из 1704 бочек спирта ректификата были надежно закреплены и не повреждены;
— 9 бочек были обнаружены пустыми;
— из трех водяных помп две были неисправными;
— личные вещи экипажа и пассажиров были практически не тронуты;
— корабельная печь в камбузе сдвинута — это обстоятельство не сыграло особой роли в расследовании;
— на корабле отсутствовал какой-либо алкоголь, предназначенный к употреблению;
— никаких сигнальных флагов бедствия на корабле установлено не было.
Паралельно с расследованием комиссия предпринимала усилия по поиску команды и пассажиров судна, которые, возможно, спасаясь на аварийной шлюпке высадились где-то на побережье Азорских островов. С этой целью Солли Флудом было отдано распоряжение отправить на поиски корвет «Кондор». Не оставляло надежды найти людей живыми и американское правительство: министерством финансов разослало специальное сообщение, в котором содержалась просьба сообщить что-либо известное о пропавшем экипаже судна. Слухи о загадочном исчезновении моряков быстро распространились по всему миру. Однако время шло, а утешительных известий о судьбе людей так и не поступило.
Афёра.
Генеральный прокурор Солли Флуд долгое время настойчиво придерживался своей версии исчезновения людей. Он полагал, что капитан Бриггс вступил в сговор с капитаном Морхаузом, чтобы совершить мошенничество, связанное со страховкой «Марии Целесты». Возможно, рассуждал Флуд, Бриггс высадился где-то на Азорских островах, а Морхаус найдя заброшенный корабль, отбуксировал его в порт, получив все деньги по страховке и впоследствии отдав часть этих денег Бриггсу. Версия была настолько нелепой и оскорбительной, что Морхауз категорически отверг такое предположение прокурора. В дальнейшем эта версия не нашла своего подтверждения и Флуд вынужден был отказаться от незаслуженного обвинения предъявленного капитану Морхаузу.
Шторм.
Разумное объяснение, которое приходит приходит в голову — шторм. Разбушевавшаяся стихия привела корабль в негодность, трюмы через повреждение в бортах залило водой и поэтому команда покинула судно на спасательной шлюпке. Однако, комиссия отбросила это предположение, как мало соответствующее действительности: в носовой надстройке отсутствовала вода — ее наличие там было бы первым признаком сильного шторма. Кроме того, судно находилось в достаточно исправном состоянии, объем воды в трюме не превышал безопасный предел, и капитану корабля по этой причине не было никакого смысла эвакуировать команду и пассажиров — это подвергло бы их неоправданному риску. И это и понятно: риск оказаться в воде и погибнуть в шлюпке в сильный шторм значительно превышает риски, если бы люди остались на корабле.
Но самым убедительным аргументом, свидетельствующим против этой версии, было расположение масленки и катушки на отполированной поверхности подставки швейной машинки. В сильный шторм эти предметы не удержались бы на месте, оказавшись на полу.
Бунт на борту корабля.
Если предположить, что гибель капитана и его семьи были последствием бунта, вспыхнувшего на корабле в результате ссоры или алкогольного опьянения членов команды, то почему матросы, избавившись от капитана и его семьи, скрылись на спасательной шлюпке не взяв с собой никаких ценных вещей, одежды, денег или продуктов питания? В пользу этой версии была кровь, обнаруженная на сабле капитана. Однако тщательное обследование показало, что красное вещество, обнаруженное на его лезвии было не кровью, а либо ржавчиной либо старой краской.
Известно, кроме того, что капитан Бриггс всегда тщательно подбирал в команду опытных моряков, которых знал лично по прошлым рейсам, верующих, обладающих хорошими моральными качествами, был абсолютным трезвенником, никогда не брал на борт спиртного пригодного к употреблению. Эта версия по приведенным причинам также выглядит крайне сомнительной, чтобы быть правдой.
Именно Королевский юрисконсульт генеральный прокурор Солли Флуд и его горячий сторонник американский консул в Гибралтаре Горацио Спраг отстаивали эту версию с настойчивостью достойной лучшего применения. Но никакие аргументы не помогли объяснить природу трагедии саблей, найденной под кроватью Бриггса, бурыми пятнами, напоминающими кровь, открытой бочкой спирта, из которой моряки якобы черпали свое хмельное вдохновение на совершение преступления.
Пиратское нападение.
Внезапное нападение пиратов, похитивших или убивших всех, кто находился на борту — достаточно слабая версия, которая в состоянии объяснить лишь исчезновение людей. Ценные вещи — ювелирные изделия жены капитана, деньги, кольца, трубки, карманные часы, одежда, практически весь корабельный инвентарь за исключением навигационного оборудования, спирт(!) остались на месте, что категорически не работает в пользу этой версии. Холодное оружие в виде итальянской сабли в ножнах, найденного под кроватью капитана в каюте никак не говорит о том, что кто-то кому-то оказывал сопротивление. Отсутствие признаков борьбы, следов от выстрелов — ничего, что хотя бы минимально подтверждало версию разбойного нападения на корабль. Лишь одна трогательная деталь — недошитое платье для маленькой Софи и еще не оборвавшаяся нить подсказывало, что произошедшее было достаточно неожиданным, чтобы заставить людей быстро покинуть судно.
Морские чудовища.
Тема морских монстров-чудовищ весьма популярна среди почитателей фантастических сюжетов, и, по большому счету, не заслуживает сколько-нибудь серьезного внимания, однако в целях объективности эту версию также нельзя исключать из рассмотрения. Гигантский кальмар или осьминог, существование которых иногда отмечают редкие очевидцы, по мнению авторов таких версий вполне могли быть причиной гибели людей. Однако, если это было морское чудовище, то почему пропала спасательная шлюпка? Куда и почему исчезли навигационные приборы? Кому придет в голову думать, что гигантскому кальмару может понадобиться секстант или хронометр или документы, пропавшие со стола капитана корабля? Да и трудно себе даже представить, как гигантский кальмар вылавливает по одному матросов, вытаскивая их своими длинными щупальцами из кают и кубриков.
Бермудский треугольник.
Некоторые особенно ретивые фантазеры предлагали и такую версию. Однако такая версия обладает абсолютной несостоятельностью в силу того, что разница в координатах судна и места расположения бермудского треугольника измеряется расстояниями в тысячи миль. Ни одно достаточно здравое рассуждение не примет эту версию за правдоподобную.
Землетрясение в море.
Эта версия может при определенных обстоятельствах выглядеть достаточно правдоподобной. Сдвиг тектонических плит, расположенных где-то под морским дном, по мнению авторов этой гипотезы, могло вызвать образование мощных волн, способных опрокинуть или повредить судно. Спасаясь себя от стихии матросы высадились в шлюпку и покинули корабль. В подтверждение этой версии выдвигается тот факт, что Азорские острова являются сейсмически активной областью океана, а сами острова есть результат сейсмической активности в земной коре.
И, наконец, версия, которая считается наиболее правдоподобной, выдерживает серьезную критику, претендуя на основную версию, и не имеет серьезных внутренних противоречий.
Гипотеза Кобба: взрыв паров спирта.
Эта версия была предложена племянником Бриггса — Коббом. Он тщательно исследовал не только архивы Адмиралтейства, но и часть семейного архива капитана Морхауза, имеющего отношение к событиям, связанным с «Марией Целеста», и который любезно ему предоставил сын капитана Морхауза. Подробно ознакомиться с версией Кобба можно прочитав его книгу «Розовый коттедж», изданную в 1940 году.
По версии Кобба, причиной вынудившей людей покинуть корабль, оказались пары спирта, содержащегося в бочках. Объяснить, как пары спирта могли проникнуть на палубу корабля и в корабельные помещения можно было лишь не герметичностью бочек. В некоторых источниках упоминается, что 9 бочек, которые оказались пустыми были изготовлены из красного дуба — пористого материала, и которые по этой причине допускали утечку спирта, некоторые бочки были поврежденными. На протяжении плавания пары спирта постепенно наполняли трюм, медленно просачиваясь сквозь щели на палубе в жилое пространство корабля. Известно, что пары спирта ректификата обладает наркотическим действием, вызывают сухость кожи, раздражают слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей, и это не могло быть не замеченным экипажем. Кроме того, пары спирта при достижении критической концентрации в воздухе образуют взрывоопасную легко воспламеняющуюся смесь. 24 ноября по мнению Кобба произошел первый взрыв паров вещества в кормовом трюме. Однако, взрыв был не сильным и крышки трюма остались невредимыми. Обнаруженные на палубе крышки носового трюма, их положение и вид свидетельствовали о том, что они были не сдвинуты матросами (например, для проветривания трюма), а сорваны нечеловеческой силой. Этот факт позволил предположить, что, по видимому, в носовом трюме произошел сильный взрыв, который привел к отделению и опрокидыванию крышек трюма. Учитывая, что на корабле помимо матросов находилась жена капитана и маленький двухлетний ребенок, безопасность которых для Бриггса были превыше всего, паника, вызванная специфическим воздействием паров на организм людей и взрывы паров спирта заставили Бриггса принять решение немедленно покинуть судно. Захватив с собой навигационные приборы, судовые документы, небольшой запас приготовленной пищи (таковая отсутствовала на корабле на момент, когда оно было обнаружено) — все необходимое, что позволило бы, в крайнем случае, добраться до ближайшего берега на шлюпке люди оставили корабль. Судовой журнал, вероятно, был брошен в спешке в капитанской каюте. В этой ситуации выглядело вполне разумным, временно покинуть корабль, а потом, по возможности, вернуться обратно. Для этого достаточно было бы привязать шлюпку к корме буксирным тросом длиною в несколько десятков метров. Из протокола допроса Дево следовало, что в качестве буксирного троса Бриггс использовал деррик-фал — снасть, удерживающую косой парус. Этим обстоятельством объясняется почему на грот мачте судна парус был спущен.
Погрузившись в шлюпку, команда и пассажиры оставались некоторое время на месте, раскачиваясь на волнах пока судно быстро удалялось, разматывая деррик-фал… Внезапный сильный порыв ветра заставил «Марию Целеста» внезапно набрать ход, размотавшийся на всю длину деррик-файл натянулся под воздействием тяжелой шлюпки, перегруженной 9-тю членами экипажа корабля и лопнул, а быстроходная никем неуправляемая бригантина быстро скрылась из виду, не оставляя людям никаких шансов догнать ее с помощью всего лишь двух весел. Оставшись на едине с океаном, люди не смогли справится со стихией и либо погибли в шторме, либо умерли от голода и обезвоживания, так и не достигнув суши.
В гипотезе Кобба, однако было некоторое необъяснимое в то время противоречие: взрыв достаточной силы обязательно оставил бы следы ожогов на деревянных бочках или стенах трюма. Однако ничего подобного обнаружено не было. Все сомнения относительно этого обстоятельства рассеял эксперимент, проведенный в Лос-Анджелесе в Калифорнийском университете химиком доктором Андреа Селла. Для проведения эксперимента была построена точная копия трюма «Марии Селесты». Бочки со спиртом смоделировали бумажными кубиками из бумаги, а пары спирта заменили бутановым газом. Ожидалось, что взрыв газа повредит кубики, обожжет бумажную поверхность и оставит следы почернения или сажи. Однако, ничего подобного не произошло! Огромный огненный шар, образовавшийся от взрыва газа не оставил никакого следа. Осталось выяснить, что могло спровоцировать взрыв паров спирта. Это могла быть, например, искра, возникшая от трения деревянных частей судна, или — от тлеющего табака в трубке матроса, который открыл люк трюма, чтобы его проветрить. И, наконец, отчет лаборатории показал, что вытекших 300 галлонов спирта (примерно 1200 литров) более чем достаточно для того, чтобы вызвать взрыв, способный оторвать люки трюмов, не оставив следов воздействия на окружающие предметы высокой температуры.