Катастрофа у горы Холатчахль.

Послесловие.

В 1970 году повторить выполнение правительственного задания — доставку метанола на Вуктыльское месторождение пришлось вертолетчикам Ми-6.

Вот как это было:

МЕТАНОЛ
В 1973 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книжка «Вертолеты зовутся Ми». Автор — Давид Гай в одном месте, как бы вскользь, упоминает о событиях 70-го года: «Для бурения скважины в условиях северной зимы необходима специальная жидкость — метанол. Ее заливают в скважины, и тогда они не замерзают. Как-то, недели на три раньше обычного, ударили страшные морозы, и баржи с метанолом на борту не смогли дойти до Вуктыла — вмерзли в лед. И тогда метанол решено было доставить к месту бурения на вертолетах Ми-б. Опасный, взрывчатый груз, который до этого ни разу не возили по воздуху, прибыл на место без опоздания».
Вроде бы коротко и верно, но не совсем. Осень в том году была затяжная, и началась зима без «страшных» морозов. Как всегда в условиях плановой экономики что-то, где-то не сработало. Я не специалист в химии и бурении, но до этого рядовым грузом были бочки с гранулированным химреагентом, который играл ту же роль, что и метанол. Но, вроде бы, химреагент сняли с производства, ничем его не заменив. Когда спохватились, то навигация на Печоре была уже невозможна, а теплая осень не давала установиться зимнику. Вуктыл в начале семидесятых годов «гремел». Газовое месторождение совсем под боком у центра страны. Лучшего желать нельзя. Средства были отпущены огромные и сроки сжатые. Не жалели денег и, как всегда, не жалели и людей… …

Осенью 1970 года нас, инженеров и бригадиров, собрало начальство. Наш начальник дрожал от волнения, как вертолет в земном резонансе, продувал раз за разом мундштуки папирос. Да и как не волноваться, как тревожно не радоваться: Нам поручено выполнение правительственного задания!..

Мы будем перевозить метанол на Вуктыл!

Дальше шло что-то о том, что мы должны оправдать доверие, отдать все силы. Да и ка Наблюдения искусственных аэрозольных облаков, светящихся за счет рассеянного солнечного излучения, позволяли исследовать закономерности рассеяния и переноса мелкодисперсных пылевых частиц.к их не отдать, если за каждым рейсом зорко следит, как хороший диспетчер, аж «Сам» Косыгин! Ну что же, нужно оправдать доверие — оправдаем. Нельзя подводить партию и правительство.

Схема перевозки была проста. В вертолет ставятся две группы дополнительных топливных баков. Стандартных баков, которые мы применяем при перегонках машин на большую дальность. Две группы — это 4 дюралевые сигары емкостью 2250 литров каждая. Итого 9 тысяч литров. Полетов пока не было. Баки мы быстро установили. Свято помня, что этот «напиток» не для внутреннего употребления, на каждом баке малярной кистью нарисовали знаки «веселого Роджера» (череп и кости) и вывели трогательные слова «Метанол. Яд». Получилось страшной красиво.

На улице был октябрь. На мороженой земле кое-где только в колдобинах прятался первый снег. Уже совсем собрались уйти с поля, как к вертолету подкатили два МАЗовских заправщика. «Метанол привезли! Здравствуйте!» Картина «Не ждали». Мы — закрывать вертолеты, ведь партия и правительство не дали в своем указании время «X», когда начать заправлять вертолеты этой гадостью. Может вообще в спецчасти в секретном сейфе лежит секретный пакет за сургучными печатями, который вскрывается только по указанию Кремля, где всего два слова: «Ребята! Пора!»

Шофера, не найдя амбразуру, которую можно прикрыть грудью, перекрыли своими МАЗами дорогу к нашему отступлению от вертолета. Когда густой трехэтажный мат рассеялся, как утренний туман, и глотки у всех охрипли, мы сдались: «Черт с вами, сливайтесь». Бесцветная жидкость с голубоватым оттенком зазвенела по днищам баков. К нашему удовольствию (обоюдному) слились МАЗы быстро и также быстро смотались. Как их и не было. Вертолет осел на своих амортстойках. С почином!

Не успели мы устроиться на кухне одного из наших товарищей в квартире рядом с аэродромом, как по лестнице загремели шаги. За дверью раздался предательский голосок одного из наших «соратников»: «Здесь, здесь они, я точно знаю». Не иначе «пришли за нами». Как всегда после звонка дверь хозяева открывают. Но дальше мы, вместо «доброго вечера», узнали, кто мы такие, и что о нас думают партия и правительство. А думали они о нас нехорошо. Да и как можно думать о людях, которые сорвали самый торжественный момент: — первую заправку. Провели ее как рядовое дело, без торжественного присутствия при этом высокопоставленных лиц. Что-то мы там еще нарушили, чего еще не было ни в одной инструкции. Русский человек, чего бы ни сделал, — он потенциально виновен перед своим государством.

На въезде в аэропорт долго висел плакат-панно: черная решетка (художник хотел подчеркнуть величину своего произведения), а за ней люди что-то несут и держат в руках. И подпись: «Государство -это мы». После очередной политучебы преподавателю один из техников задал вопрос «Вот по Марксу государство — это аппарат насилия, а на плакате написано «Государство — это мы». Так выходит, что мы сами себя насилуем».

Монолог нашего начальника прервался неожиданно, как и начался. Один из нас неловко повернулся на табуретке, и рюмка с водкой, спрятанная на краюшке табуретки за одним из мест, куда нам предлагалось попасть, зазвенела по полу. Когда говорят о партии и правительстве, положено бокалы держать в вытянутых руках и изображать готовность выпить за здравие в конце здравницы, а не катать рюмки по полу. Тьфу! Что с дураков возьмешь! Все испортили. А «дураки» с утра следующего дня не ждали смены и держали день и ночь в воздухе по 3 вертолета Ми-6.

Схема использования машин появилась не сразу. Наш заказчик, как ни странно, дал явно завышенные цифры в потребности метанола. Баки установили на 4 машины. Просто больше баков не было. Три машины делали рейсы на Вуктыл, одна круглые сутки находилась на обслуживании, т.е. попросту делали регламенты. Рейсы на Вуктыл короткие. Туда и обратно 1 час 20 минут. За сутки каждый корабль четыре раза успевал «смотаться» туда и обратно. Можно было уменьшить число бортов до двух, но все дело было в сливе метанола на Вуктыле. «Слепили» там какую-то насосную станцию, но с ней больше возились, чем она работала. Сливали самотеком, а это время.

График полетов был рассчитан так, чтобы не было очереди вертолетов на сливе. Людей для круглосуточной работы на участке явно не хватало, поэтому к четырем кадровым специалистам в смене добавили трех человек с других участков. Таким образом, в моей смене оказалось 7 техников-механиков и 2 спеца, т.е. радист и приборист. О такой «огромной» смене можно было только мечтать, но ребята, данные нам на помощь, были, по сути дела, подсобники: поднести, подвезти, помочь вытащить баки. Они не были переучены на этот тип техники. Смены дневные начинались в 7 утра и кончались в 19. Ночная смена начиналась в 19 и заканчивалась соответственно в 7 утра. Борты на обслуживании находились практически постоянно. Одна машина была в рейсе туда, вторая стояла на заправке, третья шла на базу за метанолом. По погоде, практически, мы не стояли. Минимумы летчикам были даны самые-самые. Много летал командир предприятия — Николай Федорович Алексеев. Проверив очередной экипаж, он тут же в кабине вертолета вписывал в пилотское свидетельство новый минимум и, порывшись в карманах, доставал печать, подтверждая оттиском всепогодность командира вертолета.

Обслужить в оперативке три вертолета дело не мудреное, но сбивала работу в смене четвертая машина. Ежедневные регламенты оттягивали на себя почти всю смену. На обслуживание летающих бортов оставалось 2-3 человека. Остальные все были на регламентах. Вот когда я понял, что «инженера ноги кормят». Стоянки были по аэродрому разбросаны. Их разделяла только пущенная в эксплуатацию в Ухте бетонная взлетно-посадочная полоса. Новые стоянки для заправки метанолом построили под два вертолета прямо за клубом. По сути дела в поселке. Никто не думал о том, как спится населению. Нужно, нужно для государства. Государство — это совсем не мы…

К четырем — четырем тридцати все вертолеты оказывали Как указано в заключении, имеется загрязненность радиоактивными веществами (веществом) бета-излучателями отдельных, выборочных участков одежды, присланных образцов. Так, например, вырезка от № 4 — свитер коричневый на момент исследования имел 9900 распадов бета-частиц в минуту на 150 кв.см, а после промывки (в течение 3-х часов у нас) он дал 5200 распадов в минуту бета-частиц со 150 кв.см. Для примера можно сказать, что согласно санитарным правилам, существующим у нас, загрязненность в бета-частицах со 150 кв.см в минуту не должна превышать до очистки (промывки) 5000 распадов, а после очистки (промывки) должен быть естественный фон, т.е. столько, сколько дает космическое излучение на всех людей и все предметы в данной местности, это норма для работающих с радиоактивными веществами на базе. Смена готовила их к летному дню. Нашим сменщикам оставалось их только выпустить

.
Дневная смена закручивала спираль полетов. День был только увертюрой к ночи. В ночную смену оставался небольшой перерыв где-то часов с 2 до 4. Тогда все собирались в балке. Кто жил к аэропорту, шел домой, большинство тут же «обедали» и пытались, кто как мог, соснуть. Но это было мудрено. Балок был явно тесен для нас. В одной половине несколько десантных сидений от Ми-6. Где тут приляжешь?… Все очень уставали. Вертолеты провоняли метанолом. Но чтобы, Боже упаси, кто-нибудь не выпил этой гадости, в него, прямо в баки, добавляли из бутылок синеватую жидкость, после чего поднималась такая сероводородная вонь, что впору было бежать от вертолета подальше. Заправка баков шла из заправочных пистолетов, и заправщик следил за уровнем в баке через горловину. Пока он даст команду на прекращение заправки, несколько литров обязательно прольются наружу. Никуда не денешься — машины перед вылетом надо греть от наземного подогревателя. Воздух в кабине нагревался, и испарения становились поистине дурманящими. Тонкая дюралевая дверь мало защищала и экипаж от этих ароматов. Все это было похоже на каторгу, точнее на газовую камеру, где убивали не сразу, а постепенно. Унты и валенки пропитывались запахами и они преследовали нас всюду, даже дома. Не мудрено было, что в таких условиях порой допускались и грубые ошибки в техобслуживании.

Инженер Кузнецов при передаче смен, скривив по привычке рот, передал, что ночью не смогли подзарядить азотом гидроаккумулятор на одной из машин. Дело нехитрое: приходит борт, подкатываем заготовленный ночной сменой азотный баллон и вдруг видим надпись «углекислота». Вот поэтому-то и не совпала резьба на штуцере баллона с зарядным устройством. В темноте ночью не разглядишь, что там написано. Отвезли баллон на склад и заменили на азотный. Попросили спрятать углекислотный подальше. Через несколько смен вновь Кузнечик не может заправить борт азотом. Он уже заказал переходник под зарядное устройство. Смотрю на баллон — тот же углекислотный. Со злости «Москва» бросает его на бок и открывает вентиль. Кузнечик пытается помешать ему: ведь такой дефицит, но углекислота уже во всю свистит, покрывая инеем верхушку баллона.

Все стоят молча, две смены, все понимают, по краю какой беды мы ходили. Обычно борт, идущий домой, сразу после взлета из Вуктыла передавал, какие дефекты появились на машине. У нас было время подготовиться и выпустить машину без задержки. Точка связи на все стоянки Ми-6 была только одна -в балке. И, если шла информация от диспетчера, то хочешь, не хочешь, надо было бежать к телеточке с любой точки аэродрома….

Много лет спустя судьба бродячего инженера забросит меня в привычную Воркуту. Куда-то надо было лететь. Для нашего борта не было погоды. Толкались в районе диспетчерской на втором этаже. Здесь всегда встретишь знакомых. Так и на этот раз. С бортмехаником с архангельской «шестерки» мы вместе учились когда-то в Казани на Ми-8. Слово за слово житье- бытье. Они летели за Урал, к Тюмень. Дали погоду. На пути к своему вертолету завернул к «архангелам», надо же попрощаться. В фюзеляже стоял топливозаправщик. Пожали руки. Запуск первый…, запуск второй… Большой палец правой руки вверх удачи вам! И не думал я и не гадал, что был последним человеком на земле, который видел этих людей живыми. Примерно через месяц дошла информация вылетел из Воркуты и не пришел в Салехард архангельский Ми-6. Спохватились недели через две.

Проверяющий из Архангельска прилетел в Салехард и не мог по всему Северу отыскать свой борт. Начали разбираться. Отличие в номерах бортов вылетевшего из Воркуты и в расчетное время севшего в Салехарде было на одну цифру. Но сел в Салехарде совсем другой борт. Подняли тревогу. Начались долгие поиски. Находили все, что угодно: ракеты в изобилии, самолеты времен войны, самолеты американские и наши стратегические. Находили что угодно, но только не нужный Ми-6. Где-то через месяц на поисках остался только один печорский Ан-2. Но непогода, метели и полярная ночь и того заставили прекратить поиски.

По аэродромам поползли слухи, что по всей видимости силы ПВО по ошибке сбили борт, а у них концов не найдешь. И постепенно новые события заслонили эту беду. Но однажды, через 7 лет. в одночасье всколыхнуло всю авиационную братию. Геологи в горах Урала неожиданно нашли документы летчиков, а потом и то, что осталось от вертолета. По всей видимости, в сложных погодных условиях борт врезался в горы и сгорел. Почему это произошло — теперь можно только гадать…. Люди, чьи имена гремели по аэродромам еще совсем недавно, славные покорители пятого океана уходят от нас тихо и незаметно. А метанол все не кончался. Не было сильных морозов, не было и зимников. Пошли разговоры, что со стороны Печоры тянут метанолопровод что дела идут быстро, т.к. трубопровод армейский, быстрофорный. но нужны морозы. А их все не было, и не было. Пилоты с Ми-1, наши соседи по стоянке, показывали на карте, где сейчас ведутся работы, и было ясно, что мучения наши будут продолжаться ещё долго….

Мы дождались хороших вестей. Метанолопровод приближался к Вуктылу, а через Печору почти навели переправу, но лед там еще слабый. И вот однажды, после дневной смены, наш автобус съехал па обочину и уступил дорогу колонне «Ураганов». Новенькие зеленые машины закрыли дорогу синей дымовой завесой выхлопа. Напряженно и уверенно гудели дизели. На бочках знакомая маркировка — «Метанол. Яд» и череп с костями. Пошли, наконец-то пошли! Неужели все? А колонна шла и шла, машина за машиной. Мы знали, что по зимникам запретили ходить одиночным машинам после того случая, когда в сильные морозы посреди замороженной тайги лопнул скат на машине. Водитель поддомкратил машину и стал менять колесо. Но подъемник осел, и колесом придавило руку. Человек понимал, что он в капкане и обречен, но боролся за жизнь до последнего. Он зубами грыз свою руку. Так его и нашли: замороженного, истекшего кровью, с рукой, на которой мясо было прогрызено до кости.

Через день мы вышли в ночную смену. На аэродроме была тишина. Наши усталые корабли стояли в ряд, стоянок не хватало, и они стояли на грунте вдоль задания государственной важности — доставку до взлетной полосы, почти до ее середины. Ночные смены прекратили свою работу.

На следующий день утром собрались все вместе. Были здесь и начальники смен: Дима Фридман, два Саши — Иванов и Кузнецов. Было тихо, говорить было не о чем. Мы вышли из боя. Кто-то принес новость: А на складе летчикам унты меняют. А нам? А нам согласно срока носки. Кому ордена и медали, а нам ничего не дали. На каждом из нас можно было сделать надпись «огнеопасно». Поднеси спичку, и любой вспыхнет факелом. Но было тихо. Мы перегорели, нам нужно было время, чтобы стать самими собой. Мы выполнили правительственное задание, и правительство нас тут же забыло. За весь этот кошмар шла обычная зарплата. Техникам за работу ночью доплачивали по 1 руб. 20 коп. Инженерам и этого не полагалось. Но каждый из нас чувствовал, что мы сделали что-то такое, что могли сделать только мы одни. Мы научились уважать себя — а это многое стоит.
Время идет. Мало осталось инженеров и техников, прошедших «атомный котел». Не осталось ни одного действующего пилота из державших воздушный мост. Давно вышло из обихода название «метанольная стоянка», и немногие помнят эту эпопею. А все же красиво мы тогда сработали, черт побери!…»

 

На смену транспортному самолету Ан-8т пришел более совершенный транспортный самолет АН-12т, на котором перевозили метанол, этот факт подтверждает

ПРИКАЗ N 555 МИНИСТЕРСТВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР от 5 ноября 1971 г.
О РАЗРЕШЕНИИ ПРИЕМА К ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ОСОБО ОПАСНОГО ГРУЗА — СПИРТА-МЕТАНОЛА
(Извлечение)
В связи с потребностями народного хозяйства в спирте-метаноле, необходимостью его перевозки воздушным транспортом и на основании заключения ГосНИИ ГА приказываю:
1. Разрешить перевозку особо опасного груза — спирта-метанола только на грузовых самолетах Ан-12 и вертолетах на внешней подвеске, при строгом соблюдении инструкций (Приложения 1 и 2).
2. Ввиду особой опасности спирта-метанола его прием к перевозке допускается с разрешения начальника управления ГА, с учетом крайней необходимости, в исключительных случаях.

В 1973-76 гг. в Краснодарском НИИ ПАНХ был разработан контейнер для перевозки сжиженного метанола КМ-2. Использовался он на предприятиях «Тюменьгазпрома». Серийное производство КМ-2 началось в 1981 г., на Кокандском заводе газовой арматуры и нестандартного оборудования «Большевик». Темп выпуска составлял до 200 штук в год. Перевозка метанола в контейнерах стала наиболее безопасна.
Этот контейнер представлял собой емкость чечевицеобразной формы высотой 1,7 м, имел собственную массу 1100 кг и рассчитан был на транспортировку 5000 л (3900 кг) сжиженного метанола. Ми-6 мог перевозить его на внешней подвеске со скоростью до 180 км/ч, что на 70 км/ч превышало скорость при доставке метанола в стандартных бочках. Использование контейнеров позволило в дальнейшем значительно повысить безопасность полетов при работе со столь токсичной и взрывоопасной жидкостью.

 

В 1955 году, незадолго до трагедии, которая произошла с группой Игоря Дятлова, возникала ситуация, когда в горах, в ненаселенной местности могли сбросить очень опасный груз.

Неизвестные эпизоды из биографии николаевца Андрея Кириленко

Практически до последних лет жизни правда о военной службе летчика николаевца Андрея Кириленко находилась за семью печатями. Никто из ближайших родственников не владел информацией о специфике его службы. Знали, что он был просто военным летчиком. Только после развала СССР они узнали всю правду….

Во время испытания девятитонной бомбы на Семипалатинском полигоне в 270 километрах от Семипалатинска присутствовали известные ученые — творцы грозного оружия Игорь Курчатов и Андрей Сахаров.
На самолете Ту-16, штурманом которого был Андрей Николаевич, бомба была поднята в воздух.
В первый день экипаж самолета постигла неудача из-за отказа локационных приборов. Через два дня этому же экипажу во второй раз поручили испытание первой термоядерной бомбы в СССР.

Подробно об этом рассказано в книге непосредственного участника событий С. М. Куликова «Авиация и ядерные испытания» (1998). Вот как все было 57 лет назад.

Для окончательной проверки расчетных данных, работы парашютной системы и автоматики изделия на траектории падения, тренировки и проверки взаимодействия со службами полигона были запланированы и проведены два сброса с самолетов-носителей Ту-16 изделия РДС-37 с зарядом без делящихся материалов.

Первый контрольный полет выполнен 17 ноября экипажем В. Мартыненко, а второй — 19 ноября экипажем Ф. Головашко, в состав которого входил майор А. Кириленко. На подготовительные работы к этому эксперименту потребовалось около двух месяцев. По утвержденному руководством оперативному плану летные испытания РДС-37 были назначены на 20 ноября 1955 года. Бомба на подвеску к самолету была доставлена в 6 часов 45 минут. Взлет произведен в 9 часов 30 минут с аэродрома Жана-Семей экипажем в составе: командир экипажа — майор Ф. Головашко, штурман — майор А. Кириленко, второй летчик — капитан И. Роменский, штурман- оператор радиолокатора — капитан В. Лазарев, стрелок-радист — лейтенант Б. Ожерельев и командир огневых установок — старшина Н. Суслов.

Полет самолета-дублера в паре с самолетом-носителем не предусматривался из-за отсутствия второго дооборудованного защитными средствами самолета Ту-16. Управление испытаниями осуществлялось с Центрального командного пункта. Руководил испытаниями И. Курчатов, вместе с которым на ЦКП находились Б. Ванников, A. Василевский, Ю. Харитон и другие, а от ВВС и авиагруппы — Н. Сажин, В. Чернорез и С. Куликов.

Самолет набрал заданную высоту 12 км, и к моменту выполнения холостого захода на цель, вопреки прогнозам метеослужбы полигона и специалистов от главного метеоролога СССР Е. Федорова, погода испортилась, и полигон закрыло облачностью.

По запросу экипажа самолету-носителю был разрешен холостой заход на цель с использованием радиолокационной установки самолета. На момент выполнения холостого захода отказал радиолокационный прицел. Экипаж доложил на землю о нештатной ситуации.

Впервые в практике ядерных испытаний в СССР встал вопрос о вынужденной посадке самолета с термоядерной экспериментальной бомбой громадной мощности взрыва. Вот как эти тревожные минуты описал в своей книге С. М. Куликов:

«… На запросы экипажа о его действиях с ЦКП следовал ответ: «Ждите».
Необходимо было обсудить рекомендации. В связи со сложившейся ситуацией на ЦКП было утрачено спокойствие, последовали советы, вопросы и предложения.

Игорь Васильевич Курчатов пристрастно почти допрашивал Юлия Борисовича Харитона: не сработают ли капсюли-детонаторы при посадке, не выдадут ли команду на взрыв бародатчики изделия, достаточно ли проведено испытаний на безопасность посадок с изделием, не сорвется ли изделие с бомбардировочной установки при посадке самолета. Был и ряд других вопросов, касающихся самолетов и положений, действующих в авиации в подобных случаях.

Ю. Б. Харитон предложил как вариант решения сбросить бомбу в горах вдали от населенных пунктов на «не взрыв» — без задействования автоматики инициирования ядерного взрыва заряда. Этот вариант исключал многие вопросы, связанные с посадкой самолета с бомбой. Однако, при этом с большой вероятностью мог произойти взрыв заряда не от автоматики изделия, а от детонации при ударе о землю. Тогда неизбежно стало бы радиоактивное загрязнение местности. К тому же при сплошной облачности и отказе радиолокационной установки самолета не исключалась возможность сброса бомбы на населенный пункт. Это предложение было отвергнуто, и к нему больше не возвращались».

Тем временем экипажу передавались технические рекомендации с КП аэродрома: заменить предохранители, радиолампы в радиолокационном прицеле, проверить сочленения разъемов и т.д. Но радиолокатор бездействовал. Запаса горючего на самолете оставалось на тридцать минут. Требовалось оперативно принимать единственно правильное решение.

К этому времени на командный пункт прибыли идеологи создания термоядерной бомбы академики А. Сахаров и Я. Зельдович. Они выдали заключение, что при аварийной посадке самолета-носителя Ту-16 с термоядерной бомбой нет оснований ожидать больших неприятностей. После этого Курчатов принимает решение о вынужденной посадке самолета-носителя с термоядерной бомбой. Вслед за этим, кроме авиаторов, все гражданские лица покинули помещение ЦКП. На ЦКП остались В. Чернорез и С. Куликов.

Но беда не приходит одна. Погода была явно не на стороне ученых и авиаторов. В районе Семипалатинска поднялась песчаная буря. Была передана команда командиру экипажа и на КП аэродрома о вынужденной посадке с соблюдением крайней осторожности. Посадка произведена на аэродром Жана-Семей в 12 часов 00 минут. Общая продолжительность полета составила 2 часа 30 минут.

Вот как вспоминает о вынужденной посадке участник этого полета штурман майор Андрей Николаевич Кириленко:
«По заданию надо было произвести холостой заход для настройки полигонного оборудования. Когда мы запросили разрешение захода на боевой курс, отказал прицел «Рубидий». В это время полигон был закрыт девятибалльной облачностью. Оптическим и радиолокационным прицелами сбросить бомбу мы не могли. Командир доложил на командный пункт, что прицел «Рубидий» отказал. С КП последовал ряд указаний по восстановлению прицела. Все, что можно было сделать, мы сделали. Но прицел не работал.

После доклада командира, что неисправность устранить невозможно, было запрошено разрешение на снижение и посадку на аэродром. Учитывая остаток горючего, начали снижаться на аэродром. После повторных запросов, когда загорелась лампочка — остаток горючего на 30 минут, с КП ответили разрешением посадки и быть внимательными — на земле песчаная буря. С первого захода на полосу не попали, ушли на второй круг. Командир говорит экипажу, что загорелась лампочка «15 минут», смотрите все за полосой. После повторных заходов на полосу по направлению вышли правильно, я, видя полосу, командовал командиру: снижайся, сажай, добирай, но командир полосу не видел и вслепую команды выполнял с замедлением. При посадке выпустили тормозной парашют, но все равно выкатились за полосу. Так закончилась посадка с водородной бомбой».

Андрей Николаевич в последние годы жизни неоднократно подчеркивал в воспоминаниях, что во время войны и при испытаниях ядерного оружия часто помогало выходить из сложных ситуаций присущее ему «шестое чувство».

В тот же день вечером Курчатов провел совещание по разбору случившегося в полете. Он предложил присутствовавшим на совещании маршалу СССР A. Василевскому и инженер-подполковнику С. Куликову разработать специальную памятку в виде «Особых указаний» по выполнению испытательных полетов с ядерными бомбами с учетом аварийных ситуаций. К концу совещания проект документа был подготовлен. После ознакомления и одобрения участниками совещания памятки «Особые указания» их утвердил академик И. Курчатов. Было принято решение летные испытания изделия РДС-37 провести через день — 22 ноября 1955 года. Выполнение повторного полета поручено тому же экипажу майора Ф. Головашко. Во избежание непредвиденных ситуаций, с целью безопасности управление испытательным полетом с ЦКП перенесено в одно из помещений, удаленное на 70 километров…

Практически до последних лет жизни правда о военной службе А. Кириленко находилась за семью печатями. Никто из ближайших родственников не владел информацией о специфике его службы. Знали, что он был просто военным летчиком. Только после развала СССР они узнали всю правду. Очень жаль, что эта секретность помешала при жизни отдать дань уважения нашему земляку, воздать ему необходимые почести.»

Стоит обратить внимание на то, что руководство полетами в экстренный момент могло принять решение сбросить ядерную бомбу в горах. Если бы бомбу сбросили в горах, и окажись в тех местах туристы, то гибель людей однозначно была бы засекречена…

 

«…Молва идет среди народа,
Что всех людей вмиг портит власть.
И всеж опаснее напасть,
Что чаще люди портят власть…»

Юрий Владимирович Андропов

История Кузбасса…

«Я как работник обкома ежедневно докладывал ему (Ештокину А.Ф.) обстановку на шахтах и разрезах за минувший день. Отрасль работает с напряжением, лихорадит аритмия. Добавлялся еще и привкус недопоставок в область мясных продуктов, сахара и прочего. В это время зазвонил телефон «вч», его предупреждают, что сейчас он будет говорить со спецкоммутатором. То есть разговор будет с кем-то из членов Политбюро. Я встал и собрался уйти, но Афанасий Федорович характерным движением руки показал: оставайся! Всех деталей не помню, но главное в памяти сохранилось. На другом конце, как я уловил, был секретарь ЦК А.П. Кириленко. Ештокин сначала спокойно доложил обстановку, а затем начал говорить раздраженно, но убедительно, обвиняя другой конец провода в неправильном отношении к шахтерам, кузбассу, вообще к россиянам: «Вы на русском Иване хотите построить благополучие других и не думаете, чем это может обернуться…» Думаю, что ни до него, ни после никто из наших первых секретарей не смел говорить так с высшим руководством…»

Автор, Вениамин Михайлович Чурпита, председатель Кузбасского совета ветеранов угольной промышленности,. почетный гражданин Кемеровской области Кузбасс (Кемерово) от 19-08-1999.

— Держи ты этих кагэбистов в руках и не давай им вмешиваться в свои дела, — такой совет раздраженный Юрий Владимирович Андропов дал своему подчиненному в редкую минуту откровенности. Именно бравые чекисты довели своего будущего председателя до сердечного приступа. Эту историю рассказал его тезка и бывший сотрудник по отделу соцстран ЦК КПСС Юрий Владимирович Бернов: «Я уже в приемной Андропова почувствовал что-то неладное — в воздухе пахло лекарствquot;Дами, из кабинета вышли врачи. У Юрия Владимировича был серьезный сердечный приступ, и ему сделали несколько уколов. Я зашел в кабинет Андропова, он лежал на диване и очень плохо выглядел». Вот тогда-то с трудом отдышавшийся Андропов и дал дельный совет относительно чекистов. В более спокойной ситуации он, вероятно, был бы осторожнее. Что же произошло? В Москве находился высокий гость из Праги. Провожать его в аэропорту по партийной иерархии выпала честь члену политбюро и секретарю ЦК. Андрею Павловичу Кириленко, которого никто не решился бы назвать обаятельным и симпатичным человеком. Кто-то чего-то не понял — скорее всего, офицер охраны из девятого управления КГБ спутал время вылета спецсамолета.

Кириленко решил, что он не поспевает в аэропорт, и «в грубой форме», как вспоминает Юрий Бернов, устроил Андропову разнос за срыв политически важного мероприятия. Сидя в своем кабинете на Старой площади, несчастный Андропов никак не мог сам выяснить, когда же точно вылетает самолет с правительственного аэродрома, а злой Кириленко то и дело ему перезванивал, повышая градус своих эмоций. Жизнь кремлевских чиновников явно представляется нам в ложном свете. Это для миллионов советских людей Андропов станет потом высшей властью в стране, ему будут завидовать, перед ним будут трепетать. А для Кириленко он тогда был просто подчиненным. Вот этот разговор с вышестоящим секретарем ЦК и стоил Андропову сердечного приступа. Можно представить себе, каким хамом и самодуром был низенький, с наполеоновским комплексом Андрей Павлович Кириленко, которому благоволил Брежнев и который упорно добивался места второго человека в стране, пока тяжелые мозговые нарушения не привели к полному распаду личности. Но каким же испуганным и несчастным человеком, судя по этому эпизоду, был легендарный Юрий Владимирович Андропов, если окрик члена политбюро — по пустяковому делу! — буквально свалил его с ног? И этот человек считается выдающимся реформатором с железной волей? Скорее этот эпизод рисует Юрия Андропова несамостоятельным, зависимым от чужого мнения и очень неуверенным в себе человеком, который избегал конфликтов и органически не мог перечить вышестоящим. Кириленко будет первым человеком, с которым расстанется Юрий Владимирович Андропов, когда в ноябре 1982 года станет генеральным секретарем ЦК КПСС…

Леонид Млечин «Юрий Андропов. Последняя надежда режима.».

 

В 1976 году в СССР принят в эксплуатацию Комплекс оповещения «Крокус». 6 ноября 1976 года первые носимые командные пункты комплекса оповещения «Крокус» (более известные под названием «ядерный чемоданчик») получили: Верховный Главнокомандующий ВС СССР Л.И.Брежнев, секретарь ЦК КПСС А.П.Кириленко, Министр обороны СССР Д.Ф.Устинов, начальник Генштаба ВС СССР В.Г.Куликов.

«22 ноября 1982 года завершилась затянувшаяся история с освобождением от обязанностей члена Политбюро, секретаря ЦК Кириленко. Его здоровье, а проще говоря, маразм достиг такой степени, что скрывать стало невозможно. Вследствие глубоких мозговых изменений процесс его личностного распада резко ускорился. Когда в марте 1981 года, на XXVI съезде ему поручили внести предложения о новом составе ЦК, он умудрился исказить фамилии многих кандидатов, хотя они были отпечатаны специально для него самыми крупными буквами. Зал на это реагировал, мягко говоря, с недоумением. Подобные эпизоды не забываются и производят гораздо большее впечатление, чем любые политические характеристики. Тем не менее, даже после такого эпизода, памятуя о старой дружбе, Брежнев включил Кириленко в состав нового Политбюро. Но болезнь прогрессировала. На глазах у всех он стал терять нить разговора, не узнавал знакомых. И наконец, Брежнев поручил Андропову переговорить с Кириленко и получить от него заявление об уходе на пенсию. Об этой беседе мне потом рассказал Юрий Владимирович.

Пришел он в кабинет к Кириленко и, стараясь не обидеть, но вместе с тем достаточно твердо начал:

‐ Андрей, ты понимаешь, все мы — старые товарищи. Я говорю от всех, кто питал и питает к тебе уважение. У нас сложилось общее мнение, что состояние твоего здоровья стало заметно влиять на дела. Ты серьезно болен, должен лечиться, и надо этот вопрос решать.

Кириленко разволновался, плакал. Говорить с ним было очень трудно, но Андропов продолжил:

— Ты пойми, Андрей, надо сейчас решить в принципе. Ты поедешь отдыхать — месяц, два, сколько надо. Все за тобой сохранится — машина, дача, медицинское обслуживание, все. Разговор наш товарищеский, но надо все-таки, чтобы инициатива исходила от тебя. Вспомни, Косыгин чувствовал себя куда лучше, а написал…

— Ну хорошо, Юрий, — проговорил наконец Кириленко, — раз так, раз надо… Но ты мне помоги написать заявление, сам я не напишу.

Андропов быстро набросал короткое заявление. Андрей Павлович с большим трудом переписал его своей рукой. Дело было сделано. А 22 ноября, уже после смерти Брежнева, решили этот вопрос на Пленуме ЦК.»

Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд) — Михаил Горбачев «Жизнь и реформы».

 

Руководитель группы туристов "Хибина" Игорь Дятлов.
Руководитель группы туристов «Хибина» Игорь Дятлов.

На основании действующего Законодательства РФ, сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

Статья 7.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ) Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

— о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

— о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

— о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

— о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

— о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Комментариев: 340

  1. Склон горы 25 суток до прихода спасателей ровнял ветер, — временами ураганной силы. Он все отгладил наждаком ледяной крошки. Катастрофа у горы Холатчахль.

  2. Автор проделал огромную, но бесполезную работу. Читаешь и убеждения, что так и было, не возникает. Наоборот ко второму разу становится понятно, что автор конечно не лишен способности к логическим построениям, но это всего лишь подгонка обстоятельств под выстроенную им теорию. Неизвестно кто она по профессии и образованию, но почти 30 летний опыт работы с уголовными делами разных категорий показывает, что все обычно бывает гораздо проще. Второе обстоятельство — это то,что автор явно не была на месте трагедии. Все эти гугл эрч и т.д. это хорошо, но когда смотришь на это место так сказать вживую со склона Холатчахля, сразу понимаешь, все эти рассуждения, все лажа. А на месте видно что никаких оползней там не было, а чтобы напитать снег на склоне о чем говорит автор, так, чтобы он стал влажным и тяжелым, там 10 самолетов кружить должно было. С одним согласен, что бы ни было, но выгнать ребят из палатки, вспомним опытных, подготовленных ребят, могло только что-то экстраординарное. И я согласен с автором, что это явление могло быть только техногенного происхождения, думаю аэрозоль того или иного свойства. Именно аэрозольное облако могло быстро создать условия, препяствующие нахождению на склоне в палатке. Все остальное сделала низкая темература, отсутствие одежды и невозможность нормально обогреться. Ожоги нижних конечностей тех, кто был у костра обусловлены не воспламенением этанола, иначе они бы все обгорели, а предположение, что в аэрозольном облаке у них пропитались этанолом только штаны, выглядит фантастикой, а попыткой согреться. Автор сама видимо не бывала в такой ситуации и поэтому не знает, что замерзшие конечности не чувствительны к боли, а потому человек не может контролировать процесс нагрева. Отсюда ожоги. Слой снега под которым обнаружена вторая группа также обусловлен естественными причинами, а именно действием ветра, который сдувет снег с перевала в низины. Отсюда открытые камни на перевале и полтора, два, три местра снега в низине. Согласн с автором также и в том, что телесные повреждения внутренних органов получены второй группой ребят уже внизу. Иначе эта группа не смогла бы спуститься от палатки. Кстати странный окрас отмеченный в деле, и описанный автором, вызывает не только этанол, но и к примеру гептил — ракетное топливо, но его надо не в пример меньшее количество, нежели предполагает автор, и он является более токсичным. А самое главное аварийный сброс токсичного вещества с самолета — это несчастный случай. Это максимально удобная версия и тут нет оснований для секретности.

  3. Ходил в 2003 году в летний поход по Кавказу Фишт-Оштен! На выходе с плато Лагонаки (может в районе реки Белой — точнее не помню давно было) вечером поставили палатки, утром просыпаемся. Выхожу из палатки — в нескольких десятках метров в лесу по кустам и деревьям стук, как при граде или крупном дожде. Оказывается над нами пролетел вертолет и под ним прикреплена люлька с галькой, у местных позже узнали, что он эту гальку якобы переносил на строительство горнолыжного курорта (с их слов — для Путина 😉 ). Гальку выдувало из люльки и она при падении колотила по кустам, пробивала плотную листву, ломала ветки. Короче на пару-тройку десятков метров и под бомбардировкой оказались бы мы! Я тогда еще погрозил вертолету кулаком и сказал ему вслед несколько неласковых, осторожнее мол — здесь люди! (понятно никто с вертолета этого не увидел) Мы сняли лагерь и пошли по дороге, так пока мы шли за несколько часов вертолет с этой люлькой пролетел туда-сюда раз пять-шесть. Груженый туда и пустой обратно! Я тогда еще сказал (хотя в пилотировании вертолетов ни бум-бум), что это же не камаз — туда сюда так гонять. Короче вернулись мы в Питер и почти в тот день сообщение, что в районе Фишта разбился вертолет — тот самый. Летел обратно и пустой люлькой зацепился за скалу и упал в ущелье, разбился — все погибли. На сайте КП до сих пор есть статья В сочинских горах разбился вертолет КА-32! Если бы он вез жидкую хрень и она выливалась бы, нас с тем же бы успехом могло накрыть! Поэтому версия с розливом облака какой-то химии с вертолета (точнее с люльки) — вполне реальна. Летали ли в 1959 году вертолеты в краях Отортена другой вопрос?!

  4. Случайно зашел на ваш сайт. Выдвинутая вами версия крайне убедительно выглядит. Жаль нет возможности (?) найти информацию относительно тех самых авариях при перевозке этой «жижи». Это был бы последний штрих переводящий вашу гипотезу в разряд фактов. Чтож, может и это однажды всплывет. А пока эта версия самая убедительная из всех, что я когда-либо читал об этом случае. Есть ряд вопросов: 1. Судя по отсутствию разрезов на палатке, группа покинула палатку видимо через образовавшийся разрыв со стороны вершины? Так? 2. Судя по тому, что экспертиза на радиоактивность вещей, найденных первых членов группы, не проводилось, то вероятнее всего все поисковики, в том числе и родственники, получившие эти вещи, контактировали с очень зараженными предметами из числа вещей? Чего стоила только сама палатка, в смысле наличия радиации. Кстати, прижизненная гематома у Колеватова Александра, видимо следствие именно того оползня из-за которого все они покинули палатку, ведь их ноги располагались в сторону вершины. Это видимо является одной из причин, почему они отправились вниз к кедру, когда порвалась палатка. В виду этой травмы Колеватов едва ли мог продолжать двигаться к вершине Отортен, если бы все у них обошлось без смертельного исхода. Т.е. как минимум одного человека пришлось бы оставить на последнем месте ночевки, соорудив какой-то шалаш вместо палатки, тем более если их лабаз был именно возле кедра, а не там где его официально нашли. Если бы все обошлось, то скорее всего на вершину Отортен пошли бы 8 или всего 7 человек, а Колеватов и возможно еще кто-то остались бы во временном укрытии дожидаться остальных. Видимо такой план мог быть у Игоря Дятлова когда они направились вниз к кедру. Возможно поэтому они и не взяли сразу документы и прочее вещи, надеясь днем 3 февраля вернуться к палатке и все привести в порядок. Но к сожалению все пошло еще хуже… Жаль ребят. Искренне жаль. Спасибо за вашу версию. Очень убедительно.

  5. Читал его довольно давно, поэтому скажу о общих впечатлениях, не вдаваясь в детали. Данный автор обладает литературным талантом. Его повествование содержит массу фактологических, научных и прочих медицинских данных, что безусловно свидетельствует о его высокой эрудиции. Но сама версия не кажется мне убедительной. А ещё в горах бывает ветер такой что сдувает с ног. При таком ветре ходить не очень получится, только ползать. Может быть потому и нашли одного держащимся за берёзу и в позе ползущего — пытался реодолевать давление ветра? Я помню был со мной эпизод когда я стоят в тридцати-сорока метрах от машины на склоне горы и всерьёз сомневался что сумею пройти это расстояние до машины. А эти туристы были ещё и нагружены, да со снаряжением. Ветер как поднялся — решили в срочном порядке отползать вниз по склону где дует меньше, а пока отползали ещё хуже стало. Ветер на морозе это совсем плохо с жизнью совместимо.

  6. Все члены группы «Хибина» были опытными туристами, но погибли в горах страшной смертью при странных обстоятельствах, которые до сих пор приводят людей в недоумение.

  7. Сами же выложили видео пожарного самолёта… Сколько ж там должно было эскадрилий и сколько дней усиленно летать и сливать этот ваш спирт, чтобы на такой площади концентрация в воздухе стала существенной? И летчики не знали что ли, что сбрасывают не совсем таки над снежной пустыней, а весьма себе в пределах нацеленных пунктов? Да и опять же, ну хоть чуть-чуть попытайтесь представить сколько там спирта вообще долетит до земли с одного такого самолета… Спирт испаряется недурно. И ветром сносится-разносится.

  8. «метиловый спирт — яд и алкоголем не является» – провал!!:)) чего-эт не является?! Потому, что так в теорию вашу не вписывается совсем?:)))

  9. Слишком много у вас в версии «может быть», а факты где? То вы призываете поверить в ничем не подкреплённые предположения, то советуете «читать материалы дела», то говорите, что в этих материалах много недоговорено и засекречено. А вот часть фактов. 1) Палатка НЕ СМЕЩЕНА И НЕ СМЯТА никакими лавинами, лишь умеренно присыпана со стороны вершины горы, даже лыжа рядом стоит как ни в чём не бывало. По вашей же версии, снег навалился на палатку, да ещё и сбоку — по каким законам физики это возможно? Откуда там «20-градусный уклон», на доступных фото сопка на редкость пологая, вероятность схода оползня или лавины крайне мала, что подтверждали и члены поисковой группы, опытные туристы. 2) Вы говорите, что раздеваться они стали с целью переодеться. В таком случае степень их раздетости на момент покидания палатки скорее всего была бы разной, да и будучи опытными туристами, они должны были понимать, что без одежды шансы выжить в тайге близки к нулю. И тем не менее, они покинули палатку раздетыми. На коллективное умопомрачение это не спишешь, спускались вниз все вместе, организованно. Объяснение этому содержится в версии Ракитина. 3) Ни у одного из погибших нет переломов конечностей и позвоночника, но у двоих страшнейшие, совершенно однотипные переломы рёбер. Что за уникальная избирательная лавина? А более понятное объяснение — нанесение травмы профессионалом, обученным убивать (удар лежащего на спине человека с размаху коленом). Травмы Тибо-Бриньоля, Колеватова, Слободина — типичные травмы тупым предметом, никакая лавина их не причинила бы, тем более та, которой нет. Отсутствие глаз у Золотарёва и Дубининой, а также языка у Дубининой вполне вписывается в картину жестокого убийства. 4) Ваше утверждение, что при волочении тел сходящим снегом тела обязательно движутся вперёд ногами, совершенно не аргументированно. Скорее всего, они перемещались бы хаотично и имели переломы конечностей. Опять же, три тела на склоне лежали фактически на поверхности, частично запорошённые — какая лавина? 5) Вы не обсуждаете нюансы биографии отдельных участников, которые могли иметь отношение с смерти группы — а именно, более чем вероятную связь Золотарёва с советскими спецслужбами, начиная со СМЕРШа; предшествующую учёбе в Свердловске работу Колеватова в Москве на предприятии, руководимом кадровым чекистом; работу Кривонищенко на закрытом секретном предприятии под контролем спецслужб. Объяснение — опять же в версии Ракитина. 6) В составе поисковой группы был известный физик, и он искал трупы, замеряя уровень радиации на местности (см. версию Ракитина). Смысла в таких замерах нет, если принять вашу версию, что местность была залита радиоактивным метанолом. 7) Часть одежды Кривонищенко и Дорошенко была срезана с них и находилась по дороге к оврагу и в самом овраге, на настиле из веток. Это говорит о том, что последняя четвёрка боролась за жизнь, за сохранение тепла своих тел и вела себя вполне осмысленно, а отнюдь не панически или в состоянии опьянения. и т.д. На данный момент «версия Ракитина» является самой аргументированной и внутренне непротиворечивой, максимально объясняющей огромное количество мелких подробностей этого трагического похода — подробностей, которые в других объяснениях просто отбрасываются. Прочитайте эту версию, мало какой детектив сравнится с этой реальной историей.

  10. Почему Золотарева нет на фото в 41 квартале. он вообще редко появляется на фото, чтоб лицо было видно. На фото прощания Люды с Юдиным — обратите внимание на взгляд Золотарева…

  11. do you know if in a next future someone will publish a new book about Dyatlov pass incident? i pray you to answer to me. thank you very much best regards

  12. И все равно много вопросов. Заметила — ребята поактивнее, пораскрепощеннее, порезче погибли первыми вместе с Дятловым. Зина с ними. Другая группа поспокойнее, сдержаннее, осторожнее — одета теплее, погибла позже, но приняла смерть страшнее — с Золотаревым. Люда с ними. Такое чувство, что они выкинуты живыми с большой высоты на скалы. Почему последняя палатка в противоположной стороне от маршруте, вряд ли только из-за погоды. Где та веревка, которой связывали ребят — почему обязательно сами для спуска. Связать себя по рукам и ногам, спуститься с оползнем, сопротивляться ему падая и нигде не найдена веревка. Веревка была и на группе Золотарева, причем похоже что веревкой их живыми поднимали на вертушку — у Люды перелом ребер подмышечной области явно не при падении, а при подьеме… Но почему нигде нет этой веревки? Такое чувство что язык, вместе с мягкими тканями рта у Люды и глаза высосаны, вытянуты каким-то мощным насосом (вентилятором, вертушкой). Такое чувство, что в момент, когда на горе, куда ведут босые следы из палатки, была вертушка, на которую забрали из палатки босыми Дятлова и еще четырех, считая что это вся группа, но Золотарев в это время увел троих из палатки ранее. Куда? Они вернулись вскоре когда с первой группой было уже покончено, были связаны и подняты на вертушку, но после получения приказа вертушка сбросила их кучно вниз на скалы. Какое задание получено было кем-то из Дятловцев перед походом. На Северном Урале были ракетные шахты (можно найти информацию в инете), не исключено что там были ядерные могильники, дающие утечку, которые и посетили дятловцы после лабаза, в период транспортировки отходов туда все движения и вся работа в зоне у местных прекращалась. Манси знали эти места и перевели на свой язык приказ на русском «Не ходи туда» Дятловцы пошли. См. на Урале много заброшенных бункеров и поселков типа ПОНИЛ, где под землей были «города» военных баз с ракетными шахтами. Версия автора одна из тех, в которую можно поверить, но люди погибли не там или не в тех позах, в которых они были найдены и там явно было еще чье-то присутствие, связанное с чем-то таким, что имело международное, вселенское значение, иначе не скрывалось бы так долго и не изымались бы листы из уголовного дела. Конечно снова комент не опубликуете. Понятно…

  13. Работа обалденная! Столько труда вложено! Спасибо вам, что столько времени уделили этому животрепещущему до сих пор вопросу! Множество фотографий, крупных карт и пр. Другой вопрос, что поверить в саму версию я не могу. Но в любом случае это почва для новых размышлений!

  14. А почему никто не рассматривает версию испытания на людях психотропного оружия препарата ЛСД (см. в поисковике препарат ЛСД- в те годы оно проходила экспериментальное изучение)? И что найденное тело скорее всего не тело Золотарева — татушки с именем Гена и металлические зубы у Золотарева при жизни никто не видел. Не понятен этот случайный факт его присутствия в отряде — не молод уже чтоб после стольких испытаний на фронте мечтать о спортивном разряде…. «Расширение сознания» у всех протекает по разному и зависимо от окружения. Тема с зачисткой мне кажется притянутой за уши и уводит от истины. Если бы надо было — зачистили бы так, что их никто и никогда бы не нашел — оставлять столько непоняток …. Причем испытание ЛСД могли производить не наши. Наши могли только свою халатность по утечке препарата прикрывать, но и то…. Либо это, либо маньяки-химики. Про канистры, ракеты — это конечно интересные версии, но явно кем-то проталкиваемые.

  15. редкостный бред про метанол и лавину. они спускались с горы в полной темноте и при ураганном ветре… что там контролировать издалека? этот ураган их и кидал по каменной гряде,когда некоторые споткнулись… отсюда все травмы. остальные просто замерзли. а испугались действительно схода лавины,когда усилившийся ветер-начал пласты снега кидать на палатку.думаю изначально на измене были,понимали риск такой стоянки… а потом и вообще паникнули. да и экипировка слабая была тогда… рубашки фланелевые,водолазки х\б,свитерок. холодно им было всю дорогу… а на ледяном ветру,на горе-всю ночь не просидишь .даже сгорая в костре-замерзали. стихия….((

  16. Здравствуйте.26-го Атманаки днем на склоне г.1079 быть не могло.Сообщение о нахождении палатки было получено только вечером 26-го.Атманаки был 27-го.С уважением к проделанной Вами работе.

  17. Версия красивая,но правды здесь нет. Сопоставте места расположеничя найденых трупов и травмы каждого отдельно взятого члена группы. Взгляните на мир по-другому,не всегда в наших бедах виноваты люди, окружающее нас пространство заполнено множеством форм не считая гостей из других миров.Фиолетовый цвет кожи и оттенок на одежде продукт радиоактивного облучения.

  18. Много буков, наукообразно, но к действительности имеет такое отношение, как известное слоеное пирожное к битве при Ватерлоо. И дело даже не в подмене понятий, типа выдачи фотографий с Приполярного Урала, за место событий, и не в том, что прямо извращаются факты (например нахождения места лабаза), а в традиционном и тенденциозном подборе «нужных» фактов и игнорировании «ненужных». У «автора» явное отсутствие знаний о месте и реалий времени событий, так же как и извращенное представление о том, что кто либо из ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ свидетелей «должен был говорить». Ну а всякие ляпы по поводу тактики группы на маршруте и прочая специфика, это уже отдельная песня. Это «в общем». Детали расписывать — места не хватит.

  19. 1. Метиловый спирт понижает температуру таяния водного льда, но не делает ее запредельно низкой. При малых концентрациях (что такое — даже десяток тонн, распыленных, как вы говорите, над незаселенной местностью — мелочь) и большом объеме льда концентрация быстро падает до таковой, что дальнейшее таяние прекращается, а при понижении температуры эта смесь также начинает густеть, образуя соединения включения. Так что испариться из-под толстого слоя снега метанол впоследствии мог с очень серьезной натяжкой. 2. Изотопно меченые соединения на практике имеют весьма низкую радиоактивность. Например, работа с радиоактивными метками разрешена без использования каких-либо средств индивидуальной защиты, даже работа с уранилацетатами (метод открытия катионов натрия, например) не требует никаких средств защиты. Основная задача — определить наличие метки по характерным признакам. Для этого их концентрация делается весьма низкой, так как, если использовать такую, что люди могут получать значительные дозы облучения, в результаты будет вноситься значительный т. н. «шум», так как загрязняются окружающие породы. 3. Используемая подкраска метанола особой летучестью не обладает, ибо это красители трифенилметанового ряда, и не выцветает со временем (попробуйте на открытом воздухе подержать метиленовый синий, например). При наличии в воздухе аэрозоля (мелкие капли, да?) подкрашенного метанола равномерную окраску получили бы не только ОТДЕЛЬНЫЕ элементы одежды, но и палатка, лыжи, палки, деревья, снег на глубине нахождения тел. Кроме того, этот же краситель надежно проник бы в эпидермис и жировой слой, так как метанол прекрасно растворяет жиры и проникает в подкожные слои, где остался бы краситель, а при условии полного замерзания тел, он там бы прекрасно сохранился и синеватый или фиолетовый оттенок имела бы не только НЕКОТОРАЯ одежда. 4. Через несколько десятков минут пребывания в атмосфере метанолового аэрозоля у всех наступили бы первые признаки отравления. Кроме того, явные признаки спирта в воздухе (запах, характерный привкус, жжение слизистых) заставили бы их принимать меры к спасению, а не спокойно ставить палатку и делать снимки. Кроме того, никто не стал бы писать известный листок «Вечерний Отортен». Поставить в таких условиях палатку правильно вряд ли бы была возможность. Разумное действие при такой ситуации – накрыться палаткой, оставшись при этом в верхней одежде или вовсе двигаться поперек ветра, не дожидаясь ухудшения обстановки (туристы – весьма неглупые люди и о таких элементарных вещах знают). Но ставить палатку в явно опасном месте – верх безумия даже в экстренной ситуации. Здесь лично мне приходит в голову только одно решение – оставить максимум груза и уходить. 5. Если вы сами же внимательно посмотрите видео, на котором самолет распыляет некое вещество, то увидите, что летит он достаточно низко, так как в противном случае концентрация вещества на единицу площади будет ничтожной (его просто разнесет ветром, который всегда есть на высоте). Не представляется, что пилоты самолета, сливавшего метанол, могли бы поступать иначе хотя бы потому, что распыленный на большой высоте метанол мог образовать устойчивый аэрозоль и добраться вместе с ветрами до населенных пунктов. Зимой в условиях хорошей освещенности произвести предварительный осмотр местности (все же, охотники манси, те же туристы и все прочее) экипаж мог бы без затруднений, на что потребовался бы один круг. Да и сомнительное занятие — сбрасывать груз метанола НАД ПЕРЕВАЛОМ, где гарантированно дуют ветры. Топливо с самолетов сбрасывается и на большой высоте, но медленно. — допустим, что этот пункт можно считать весьма сомнительным. 6. Колбаса в зимние походы берется без проблем. В зимние походы вообще многое берется без проблем. Оставление ее в лабазе видится вполне разумным. Сахар, на количестве которого делается какой-то особенный акцент, никогда лишним не бывает, тем более — 21-22 дня на 10 человек (вспомним, что именно на 10 человек делалась раскладка продуктов и перед уходом Юдин не стал бы забирать с собой все). 7. Ложе трупа (слой подтаявшего снега) обнаружено только под трупом Слободина. Наиболее вероятно, что только он умер до переохлаждения. Все остальные на склоне – уже после (а именно – после сильного ослабления периферийного кровообращения). То, что у Дятлова был обнаружен лед на лице, говорит лишь о том, что он некоторое время был жив после того, как упал, дышал и не двигался (обычные для смерти от переохлаждения явления). Отчего-то и Дятлов, и Колмогорова лежат по направлению к палатке, причем Колмогорова – значительно выше, но тоже не имеет ложа трупа. Значит – к моменту смерти была сильно переохлаждена. 8. Почему трупы засыпаны? Потому же, почему снег быстрее всего накапливается в углублениях даже без явного снегопада, благодаря переносу ветром. В целом, можно было принять вашу версию, если бы не такие очевидные проколы в рассуждениях.

  20. Интересно, почему никто, из читающих эту статью не заметил, что «место под кедром» в 1959 году выглядело один-в-один так же в 2012. За 50 лет там поди уже новые деревья выросли, старые или толще стали в несколько раз, или сломались в бурю. А у автора прямо-таки фотогрфическая точность. в статье ОЧЕНЬ много противоречий — уходили из палатки в сильную метель и оствили следы… А почему их метель не замела? Описания того, что было в палатке в каждом свидетельстве отличаются друг от друга. Непонятно про радиацию — автор об этом пишет довольно много, но все понимают, я надеюсь, что метиловый спирт (если он действительно имел место) не радиоактивный? Вроде просматривается какая-то гипотеза про сговор геологов и сбор информации о месторождениях, а потом автор от нее отвлекается. Приводится большое количество цитат и фотографий, которые якобы были изъяты из официального следствия и пропали из дела. А откуда они взялись у автора в этом случае? Очень понравилось начало статьи, отрывки из дневников и фотографии, а потом все переростает в какую-то нелогичную муть.

  21. Есть еще одна гипотеза.. но уж больно она реальная и до сих пор актуальна.. По этой причине никто и сейчас не рассекретит тайну. Проблема вся в актуальности а не в виновности кого нибудь..

  22. Интересная версия, и что-то в ней есть. Весьма правдоподобно сопоставление отравления метанолом и состояния трупов погибших ребят, замечания про размер аорты, тёмную кровь в лёгких и прочее… Но многие моменты остались весьма тёмными и непонятными. Например, мне так и осталась неясной логика передвижения студентов в районе перевала по данной версии. Перевалили через перевал, расположились в долине Лозьвы под Кедром, окей (кстати, так где всё-таки, по мнению Автора, был лабаз? Найден он был в долине Ауспии, по другую сторону перевала!). Но зачем им тогда понадобилось с таким трудом карабкаться на Холатчахль (вообще в сторону от маршрута, если верить составленной Автором карте маршрута), когда они могли направиться сразу на Отортен, куда и шли? Погнало метаноловое облако? Тогда логичнее было бы отходить в другую сторону, глубже в долину, а не лезть на голую гору. В общем, мне непонятно вообще мнение, что ребята ночевали с 1 на 2 февраля под кедром. Конечно, оно обосновывает спиленный ельник и, возможно, то, что группа побежала именно туда — как на знакомое уже место, но вызывает всё же некоторые сомнения. 31-го не удалось подняться на перевал, вернулись, 1-го таки поднялись и тут же снова спустились? Чтобы потом снова карабкаться наверх? Логичнее, что ребята поднялись всё-таки на перевал 1-го и двинулись по склону Холатчахля, чтобы не терять высоты. Не так-то просто скакать вверх-вниз по горам, даже на лыжах и даже крепким спортсменам… Вообще вопросов и сомнений много, но и как после ознакомления с любой из версий. И эта не хуже других, и, возможно, частично имела бы место быть, возможно, с немного иным сценарием развития событий, но с сохранением основной составляющей — воздействия метанола. Увы, данных по трагедии слишком мало, да и те, что есть, противоречивы и неясны. Но то, что трагедия была засекречена, действительно наводит на мысль, что всё было не так просто и без вмешательства третьих лиц и причастности государства дело не обошлось… Увы, но вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду.

  23. Труд, можно сказать, титанический. Поэтому, вызывает искреннее недоумение, почему поторопились разместить «не вычитанный» текст. Как минимум в 4 местах, при беглом прочтении, замечаются следы «копипасты», вставленной в ненадлежащие им места… В целом, довольно стройная версия (совсем не хуже десятка других), если не подвергать сомнению (не требовать подтверждений) первоначального постулата, об аварийной ситуации на борту воздушного судна, перевозящего метанол. Если я не ошибаюсь, сейчас автор придерживается несколько иной версии развития событий?

  24. Здравствуйте! Только что наткнулся на эту версию. Интересно, неожиданно, многое объясняет. Но, как и во всех остальных версиях, возникают вопросы. Приведу самый, на мой взгляд, существенный. Почему транспортировка радиоактивного метанола была организована из Вижая? Это далеко от Западно-Тэбукского месторождения нефти. Причем через Уральский хребет. В 60 км от месторождения город Ухта. Не обязательно везти эту гадость в сам город, можно оборудовать площадку на некотором удалении. Ну и еще один вопрос. Почему есть упоминания о странном цвете одежды и лиц, и ни одного упоминания о наличии странного цвета на местности. Хотя косьвенные подтверждения некоего отравления у 2 поисковиков были…

  25. Скажите ,analitik757, на каком этапе Ваше расследование?Что нового накопали?И не принимаете ли Вы участие в обсуждениях на сайте http://taina.li/ ?Спасибо за ответы!

  26. Автором проделана огромная работа. И по всей видимости — впустую. Не доводилось читать «Смерть, идущая по следу» Ракитина?

  27. Dear analitik757, my name is Jake Duddey. I am 23 year Old. Live in America. I am writing to you because I am very interested and devoted the last three years of my years of my life, the complete Mystery of Group Dyatlova.I have been Writing my Book writing a book about the incident. My book will be published Sometime Mid next year in 2015. Could i would like to read your opinions on the tragedy. And if so could I use your information? I’ll put it in a book as your information and you own 100% of the Rights to your work? I also would like to put your name. In my book, for letting me use your information. Could you tell me if I could use your articles? If not, I understand and appreciate your time. But I would still like to See the article or articles. But if you don’t mind that I see them. Thanks for your Time Sincerely Duddey.

  28. Как тут можно делать какие-либо выводы, если фотографии трупов фальшивка, «последней четвёрки» очень явно!!! Да и на отрог поднимаются не дятловцы!!! Неужели никто этого не видит? К тому же на хребёт холма поднимается 6-ть человек и палатку выставляет ровно столько же = 6-сть человек! О каком оползне может идти речь, если палатка стоит на вершине ХОЛМА (в этой истории забудьте навсегда слово «гора»!)? Тем более, что без очков видно, что палатку выставляют не дятловцы! Если б была отравлена окружающая местность, на этом холме полегли бы все без исключения кто на нём был, включая следователя и высоких военных чинов!

  29. Гипотеза, безусловно, очень интересная, и автором проведена колоссальная работа. Радиоактивный метанол — суть данной гипотезы, — очень правдоподобно укладывается в описываемые события, но из приведенных фактов невозможно поверить, что он оказался там без помощи потусторонних сил. При всем моем глубоком уважении к автору… 1. Самолет АН-8Т был создан только в 1959 г, а в январе того же года уже использовался на Северном Урале? 2. Самолет АН-8Т создавался как, я подчеркиваю, военно-транспортный. В его описании наличие баков для перевозки окислителя — ключевое. Я думаю, со мной согласится каждый, успевший пожить в Советском Союзе, что вероятность того, что самолет, построенный для Вооруженных Сил, окажется на народно-хозяйственном объекте, стремится к нулю. Скорее на Марсе. 3. Метанол — жидкость с очень низкой температурой замерзания, а потому трудно представить термическую эмульсию метанола, подобную обычному туману. Попробуйте разлить на морозе канистру обычного, этилового спирта или просто бутылку водки. Жидкость прольется на снег, и никаких эмульсий. 4. Самолет АН-8Т предназначался для перевозки 10,5 т НЕРАДИОАКТИВНОГО окислителя и мог, в случае аварии, слить это количество за 10-15 минут. Предположим, что самолет, неведомо как оказавшийся в описываемом месте в описываемое время, произвел слив 10,5 т метанола за 10 мин. Даже на минимальной скорости 350 км/час он пролетит за это время 60 километров. Разливая ядовитую жидкость с высоты не менее 2х км, полоса загрязнения на уровне земли окажется никак не уже 300 м (а скорее всего, учитывая ветер в день трагедии, намного-намного шире). То есть, полоса загрязнения составит не менее 18 кв. км. Или иначе говоря, 0,6 г метанола на 1 кв. м. Я не специалист, но мне представляется, что этого количества метанола, пролитого на смерзшийся снег, будет недостаточно для схода лавин. С уважением, Вадим Бойко.

  30. прокомментируйте, пожалуйста, фото «извлечение неопознанного трупа» в майской находке , кто это , было ли упоминание в деле.

  31. Да, собрано очень много! Но, если метанол окрасил одежду то почему он не окрасил снег?

  32. Звучит гипотеза более или менее красиво. Однако целая куча нестыковок делает ее в основной части невозможной. Автор умышленно рассматривает лишь те аспекты дела, которые складно ложатся под метаноловую теорию. СМЭ для автора вообще представляется филькиной грамотой, хотя из нее можно (несмотря на явные нарушения при ее проведении) почерпнуть очень многое о причинах смерти. Для автора вообще любые травмы на теле явились следствием оползня. Наверное, даже если бы трупы были обезглавлены, автор все равно списал бы это на смертоносный снег. Да в других комментариях о всех остальных нестыковках тоже писали. Исследование неполной, в этом плане вам стоит равняться на г-на Ракитина, которые выполнил колоссальный труд, вследствие чего его поначалу кажущаяся фантастической и перекрученной версия с контролируемой поставкой получилась гоаздо привлекательнее. У вас же в основном предположение за предположением — поток мыслей.

  33. тут ясно ВЫБЕЖАЛИ ОНИ НЕ ЧЕРЕЗ ВХОД палатки а через разрезы ПОЧЕМУ? потому что от входа исходила смертельная опасность ДУЛО РУЖЬЯ И ПРИКАЗ ПОКИНУТЬ ПАЛАТКУ второй вариант через вход в палатку был впущен отравляющий газ ИМЕННО ПОЭТОМУ ОНИ ВЫСКОЧИЛИ РАЗДЕТЫМИ ибо миг один схватить хоть чтото из теплой одежды автоматически любому присуще да еще на ТАКОЙ мороз уж обувь мы надеваем на автомате даже если нас толкают в спину

  34. Позвольте все-таки добавить (поскольку я не уверен, что админ опубликует мой предыдущий текст с критикой стиля изложения). Под «ванильностью» я имел в виду, например, то, что опущена цитата из дневника Дубининой, что «Золотарева никто брать не хотел» — раз; тезис, что Дятлов, Колмогорова и Слободин наиболее опытные туристы» — два (откуда вообще вы это взяли? точно такие же они. Да и не до иерархий в такой момент, если это правда, и «мы отравились, да еще под снегом, БЕЖАТЬ, РЕБЯТА, РЕЗЧЕ! — какой отход прикрывать? от кого? что это значит? позади идут не «опытные туристы», а те, кто лучше себя чувствует на тот момент, и раз спустились нижние, пострадавшие сильнее — то верхние и подавно смогли их догнать внизу). Вариант с неудачным возвращением за теплыми вещами представляется реалистичней. Я бы дополнил эту прекрасную версию ложкой дегтя. Представляется, что все же последних четверых — добили. Не спешите возмущаться. Могли это сделать не только из соображений пресловутой «секретности», а просто из сострадания. Может быть, ко времени прибытия условных «военных» выжившие, не замерзшие, но пострадавшие от отравления просто потеряли человеческий облик и были обречены. Куда их эвакуировать? Для чего? «Все равно умрут, да мы же еще и виноваты будем»… Помните, фраза Иванова Юдину: «Они все равно были обречены»? Спасибо за проделанную работу.

  35. Интересуюсь с 1980 года. Пока самая правдоподобная версия, также в чем-то совпадающая с городскими легендами. Благодарю. Текст слегка портит некоторая «ванильность», «девочковость» стиля, а также небрежность автора в обращении с правописанием. Например: «обезбаливающие медикаменты». Что такое «баль»? Или «бали»?

  36. У каждого автора в версии есть один-два факта, которые гипотеза никак не объясняет. Также удивляет, что уже на данный момент, при всём невероятном количстве протоколов, свидетельств, экспертиз, каждый автор не учитывает их все. Трудно понять, что придумано из зафиксированных свидетельств. Например одного автора есть упоминание командировочного листа, у других нет, у одного свидетельство штурмана о том, что у палатки видел два тела, у других нет и т.п. В этой статье слабое место — отсутствие окраса снега в окрестностях стоянки. Ведь если одежда окрашена распылённым метанолом, куда делись следы краски на снегу? Говорить, что занесло снегом, нельзя, так как при постоянных ветрах всегда есть места, котрые снег не покрывает, а просто сдувается ветром.

  37. про подземную лодку было веселее. Самолета АН-8Т в эксплуатации не было ни когда

  38. Здравствуйте! Очень большая просьба- помогите связаться с родственниками погибших ребят. Заранее спасибо.

  39. Очень интересным получилось совмещение двух кадров фото поисковиков, сделанных на месте установки палатки: http://gipotezi.ru/wp-content/uploads/2017/04/Tent-3.jpg На правом кадре, в нижнем левом углу, за спинами поисковиков видны следы «испарившихся луж». «Лужи» имеют ярко выраженные края уступов. Как будто солнце выпаривало их несколько дней.

  40. Огромное спасибо за озвученную гипотезу. Правдоподобно вполне. По Вашему мнению, люди, выбежавшие из палатки, легко одетые в 26 градусный мороз, сколько времени смогут продержаться на этом морозе: час, два, три, десять? Даже не беря во внимание версию с метанолом? Ребята бежали к кедру, потому что там были оставлены припасы — это предыдущее место стоянки — нашли ли они припасы именно у кедра? Потом ещё у меня сомнение:ночь, ветер, снег, метаноловое облако… Ночь — ключевое. То есть увидеть ничего ночью в пургу нельзя, если это не взрыв… Можно только либо услышать, либо ощутить. Здесь версия проходит — запах. Отсутствие глаз и языка вроде тоже можно наконец как-то понять, особенно, если посчитать, сколько времени они пролежали в МЕТАНОЛОВОМ ручье. Ну вроде пока нет вопросов. Интересная версия.

  41. Огромное спасибо автору, за проделанную титаническую работу! Надо сказать, до этой версии я ознакомился со всеми имеющимися другими, потратив на это всю зиму 2012 года. Эта версия, пожалуй самая правдоподобная на мой взгляд. Одно замечание. Может было в комментариях — все не прочел. На схемах расположения ночевок и лабаза у вас ошибка, или я чего то не понял. Лабаз на одной схеме расположен то на отроге Ауспии, на другой уже с другой стороны перевала у Лозьвы. Как это понять?

  42. Для Галки-Ланины! Единственно непротиворечивая версия! Продуманная и проработанная. НО ! Примените бритву Оккама- отбросьте радиоактивность метанола.Загрязнения одежды носили локальный характер и скорее всего случайны.

  43. Единственная непротиворечивая версия! Респект! В Вашу версию замечательно укладывается рассказ Моисея Аксельрода в фильме Tajna.perevala.Djatlova (6.filmov.iz.6).1997.XviD.TVRip 2-я серия 17-я минута

Страница 4 of 4«1234

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *