Предвестники трагедии на Перевале Дятлова

тайна огненных шаров

Шары с «мирным характером поведения»

«Подавляющее большинство информаторов, встречавшихся с ними, говорят о мирном характере их поведения…»

Прокурор Л.Н. Иванов

Шары-пилоты

Шар-пилот (E. Pilot ballon, PIBAL D. Kugelige Wettersonde) — наполненный водородом небольшой шар (до 1 м в диаметре) из эластичного материала, служащий для определения направления и скорости ветра на разных высотах. Иногда шары-пилоты принимаются очевидцами за НЛО.

(Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках. – М.: ЭТС. ЛичакС.К. 1997.)

Шары-пилоты выпускают в свободный полет для определения характеристик ветра в высоких слоях атмосферы, используются для прогноза погоды, при стрельбе артиллерии, в метеообеспечении и т. д. Наблюдение за шаром-пилотом ведется при помощи двух теодолитов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. По измеренным через определенные промежутки времени высотам над горизонтом и азимутам вычисляют среднюю скорость и направление ветра на определенных высотах.

Первые бумажные шары-пилоты были изготовлены для запусков русскими моряками во время кругосветного плавания под руководством И. Ф. Крузенштерна в 1806 году.

В 1890 году было осуществлено измерение ветра на разных высотах путем прослеживания полета шара с помощью оптического прибора (теодолита). Сначала оболочки шаров-пилотов изготавливались из животной пленки, промасленной бумаги, прорезиненного шелка и других материалов. Аппендиксы у этих шаров в первых полетах оставались открытыми, что, вследствие утечки газов, приводило к изменению их вертикальной скорости. Только в 1901 г. Ассман начал применять для аэрологических исследований резиновые шары-пилоты с закрытым аппендиксом, обладающие почти постоянной скоростью.

Первые опыты по подъему приборов, автоматически регистрирующих температуру и давление воздуха, были произведены в Париже в 1892 г. Шар, поднимающий в атмосферу само- пишущий прибор — метеорограф, назвали шаром-зондом. После его разрыва метеорограф спускался на парашюте или вспомогательном шаре. Зондовые метеорографы отличались небольшой массой, малой инерцией и хорошей защитой от радиации. Благодаря этому методу в 1902 году французский ученый Тейсеран де Бор открыл стратосферу.

В 1903 году было установлено, что вертикальная скорость шаров зависит только от подъемной силы и массы оболочки шара, т. е. от величин, которые могут быть определены заранее до его выпуска в атмосферу. Это позволило заранее определять высоту шара как функцию времени.

шар-пилот Pilot Balloon

За шарами-пилотами наблюдали при помощи теодолитов. Каждую минуту, смотря на шар в трубу теодолита, отсчитывали по его кругам угол, под которым шар виден над горизонтом, или «вертикальный угол», и угол, который вертикальная плоскость, проходящая через шар, составляет с плоскостью меридиана — «горизонтальный угол».

Наблюдая за шаром в два таких теодолита, установленных в 1—2 км один от другого, по двум парам углов в каждую минуту находили высоту шара.

Прежде чем авиатору пускаться в воздушное путешествие, вначале запускался шар-пилот. Зная его размеры, можно определить, на сколько метров шар поднимается за каждую минуту, а стало быть, вычислить его высоту в любой момент от начала подъема.

Следя за шаром-пилотом в теодолит, в те же моменты можно узнать и его угловую высоту над горизонтом и его горизонтальный угол. Отсюда определялись скорость и направление ветра. На практике все вычисления выполнялись чрезвычайно быстро при помощи разных приспособлений и таблиц.

Едва шар-пилот успеет лопнуть или скрыться в облаках, как опытные наблюдатели уже сообщают летчику, на какой высоте ему ждать сильного ветра, а на какой — затишья, и на какой высоте плавают облака.

Метод получения данных о высоких слоях атмосферы с помощью шаров-пилотов стал самым распространенным в мире, его с успехом использовали на протяжении многих десятилетий. Большие эластичные оболочки, наполненные газом, поднимались за счет силы плавучести, действующей на газ, и переносились воздушными течениями. Движение шара-пилота тщательно прослеживалось метеорологами. В дальнейшем к шару стали подвешивать металлический отражатель, позволявший наблюдать за полетом шара с помощью радиолокатора. Эти наблюдения дополнялись визуальным прослеживанием.

Шары-пилоты наполняли водородом или гелием, их использовали для наблюдений на разных высотах. Для этого к шарам подвешивали комплекты разных метеорологических приборов, дававших непрерывную запись значений многих физических характеристик воздуха на высотах. Другие шары-пилоты имели специальный регулировочный клапан, позволявший шару удерживаться на заранее заданной высоте, что давало метеорологам непрерывный ряд наблюдений за изменениями метеорологических величин на данной высоте.

В 20-х годах 20-го столетия для исследования атмосферы во всем мире стали использовать шары-зонды, поднимаемые с метеорографом. Однако, после падения на землю, многие метеорографы обнаружить не удавалось, особенно в труднодоступной лесистой и болотистой местности, да и результативность запусков была очень мала.

В 1923 г. профессор П. А. Молчанов выдвинул идею и начал разработку радиозонда — прибора, поднимаемого на шаре и передающего данные измерений по радио…

Радиозонды

30 января 1930 года в Павловске под руководством П. А. Молчанова Павловской аэрологической обсерваторией под Ленинградом совместно с Нижегородской радиолабораторией был выпущен первый в мире радиозонд.

С 1935 года метод радиозондирования атмосферы стали использовать во всем мире и началось бурное развитие сети станций радиозондирования атмосферы.

В большинстве случаев шары-зонды применялись для непродолжительных наблюдений, но некоторые оставались в воздухе по нескольку месяцев. Наблюдения по приборам, поднимавшимся шарами-зондами, обычно проводились до высоты 8—9 км, хотя иногда эти приборы могли работать до высоты около 20 км.

С помощью шаров-зондов получали значения важных характеристик атмосферы. Скорость подъема шаров-зондов зависела от интенсивности восходящих движений в атмосфере. Скорость горизонтального полета шара-зонда и его высота подъема могли быть использованы для определения, например, высоты облаков.

«Огненные шары» И.В. Курчатова

1924 год…

И.В. Курчатов
И.В. Курчатов

«…От бюро погоды, в котором работали Мстислав Луценко и Игорь Курчатов, в связи с ночным перелетом авиации, потребовались срочные данные 0 воздушных течениях в верхних слоях атмосферы.

Радиозондов тогда еще не было, и ночные аэрологические наблюдения производились примитивным способом: к шару- пилоту привязывали бумажный фонарик со свечкой, шар запускали, и за его полетом следили с помощью теодолита. Зная подъемную силу шара и направление его полета, рассчитывали скорость воздушных течений на высоте.

Но в данном случае этот способ не подходил: был сильный ветер и темнота, и шар—пилот быстро бы потеряли из виду. Решили прибегнуть к помощи химии.

Пока наполняли шары водородом, Мстислав Луценко — по званию химик — занялся приготовлением горючей смеси. Бертолетову соль смешали с азотнокислым стронцием и порошком магния. «Конфисковали» у сотрудников весь запас сахара. Для пробы подожгли небольшую порцию — получилась очень яркая вспышка. Этим составом наполнили длинную гильзу. Гильзу привязали к шарам, определили подъемную силу и, захватив теодолит, полезли на вышку над обсерваторией.

Чиркнула спичка, шары с гильзой взмыли вверх. Все вокруг осветилось ярким розовым светом. Наблюдать за полетом шара не представило труда…

Однако, их эксперимент имел и другие, самые неожиданные последствия. На другой день, когда Игорь и Мстислав утром шли на работу, их остановила старушка:

— Ребятки, ночью-то знамение было! Свет огненный…

Игорь с Мстиславом удивленно переглянулись, потом прыснули со смеху. Как могли, объяснили, в чем дело…»
(Асташенков Петр «Курчатов»)

Основное предназначение «мирных» шаров — помощь в изучении атмосферы для различных целей. Так, например, до проведения ядерных испытаний метеорологическая служба запускала шары-пилоты для определения направления и скорости ветра и соответственно района вероятного радиоактивного загрязнения местности.

Прогнозы погоды, направление и скорость ветра определялись до высоты 18—21 км в районе испытаний радиусом до 500— 600 км на период до 2—3 суток. Метеорологи давали информацию об оптимальном времени проведения испытаний, параметров «среднего» ветра в заданных слоях атмосферы. Ежесуточно составлялись и анализировались метеокарты и карты воздушных течений в утреннее и вечернее время.

Специалисты метеобюро разрабатывали прогнозы на период до 2- х суток. За двое суток до момента взрыва руководству испытаниями докладывался предварительный прогноз на момент взрыва, за день до испытания утром и вечером докладывался уточненный прогноз. Такие прогнозы представлялись также отделу наземной радиационной разведки и другим отделам и группам обеспечения испытаний.

Мирные шары имеют «мирный характер поведения» и запускаются с целью изучения атмосферы для решения разных задач.
Тогда о каких шарах прокурор Иванов писал, что при встрече с ними «бывают трагические случаи»?

Читайте далее «Огненные спутники» в борьбе за превосходство

Похожие материалы

Комментариев к статье - 15

  1. Вятич

    НЛО от Иванова это была авария. Случившаяся с вертолётом 1 февраля , примерно в 10 часов утра,в момент когда туристы заканчивали ночёвку (в близи от известного Кедра).Вертолет работал для Уральской геологической экспедиции нач. Сульман. На борту вертолета была ёмкость с метанол-йодом 131 нужным для поисков урановой руды.

  2. Николай

    Уже доказано,что их убили.При чем тут шары?

    1. Максим

      Каким образом доказано,что их убили??

    2. Максим

      Каким образом доказано,что их убили??Блогеры?))

  3. Светлана

    Здравствуйте, как можно погибнуть мгновенно от облучения? Почему надо убегать в лес и не возвращаться? Палатка и вести на месте, об опасности облучения никто ничего не знает, Чернобыля еще не было. Почему на свитерах радиоактивность лишь слегка превышает норму, в таком случае? И то у лежавших в ручье только?

  4. Елена

    Если я правильно понимаю, шар с радотходами настиг группу, когда они уже обратно шли с горы? А на самой вершине горы поисков никаких не было, потому что думали,что они туда не дошли, так?

  5. Влад

    Здравствуйте. Откуда информация про летающий мягкий газгольдер и про даты. В Инете есть мягкие газгольдеры, но все стационарные. Хотелось бы более подробно узнать про газгольдер: размер, что именно было внутри ( могли ли быть отравляющие вещ-ва быстрого действия) и т.д. и т.п. В конце темы, есть список литературы, но её много. Может подскажите с какой начать, что бы получить ответы

  6. владимир

    в результате разрыва защитной оболочки воздушного объекта, наполненного радиоактивными газами. Если начинка «газольдеров легче воздуха, то при разрыве оболочки она будет подниматься вверх, в стратосферу, а не опускаться на поверхность Земли.

  7. Анатолий

    То есть вы хотите сказать что радиоактивные отходы на предприятиях атомной промышленности СССР складывали в шары и запускали в атмосферу со словами: авось пронесёт? 😉
    Шары эти летели по воле ветра и взрывались где попало..распыляя радиоактивные отходы. угу..понятно
    При этом вначале вы сообщаете о тщательной проверке розы ветров перед запуском.. но я так понимаю, если происходила авария..то на направление ветра всем чихать? Ведь не будете же вы утверждать что аварии всегда совпадали с благоприятной розой ветров, несущих радиоактивность в безлюдные районы? Из статьи не понятно кстати..каким боком шары с отходами привязываются к аварии графитовых стержней в реакторах. И обязательно ли их было отправлять именно в тот день по ветру.. Ну это так ..лирические отступление..теперь собственно по теме. Правильно ли мы поняли, что над палаткой дятловцев.. на высоте 10 000 м. рванул подобный шар, и от этого 9 человек бросились бежать на опушку леса, полагая что там они будут в безопасности, особенно если залезть на кедр?
    Далее если всё было заражено и к тому же об этом было известно кому надо ..почему туда навезли огромное количество людей и просто подвергли риску заражения не понятно зачем. Кстати я так понимаю никакой смертельной дозы радиации никто из поисковиков не получил, судя по бодрым стариканам, до сих пор дающих интервью Малахову.. ну это и понятно..всё таки 10 000 м..пока долетит.. Ну и ещё один вопрос..кто же всё таки поломал все рёбра Дубининой ?

    1. Galka

      Нет.
      1. Изолировались в оболочку не все РАО (радиоактивные отходы бывают твердыми, жидкими и газообразными), а высокодисперсные газообразные радиоактивные отходы, образующиеся в огромных количествах во время аварии на ядерных реакторах.
      2. Никто на «авось», конечно, не полагается. Направление полета шаров с радиоактивными газами контролируется. Для этого предварительно запускаются светящиеся шары-пилоты или «огненные шары».
      Наполненные радиоактивным газом оболочки поднимаются высоко в стратосферу (выше 20 км) и там «плывут» в определенном воздушном потоке. Если оболочка опускается ниже заданного порога высоты, её подрывают. В этом случае радиоактивные вещества распыляются ветром и на землю «опускаются» в минимальной концентрации.
      Подорвать оболочку-воздушный газгольдер в стратосфере можно при помощи ракет или снабдив его специальным взрывным устройством.
      Перед тем, как запустить ядерный реактор или его остановить, а также перед проведением на нём исследований или экспериментов, метеорологи изучают направление ветра, температуру, давление, а также вероятность возникновения температурной инверсии. Все эти данные они передают предприятиям, где на ядерных объектах проводятся опасные работы только при благоприятных условиях.
      Если же на реакторе возникнет авария, тогда, чтобы не произошло ядерного взрыва, воздушный газгольдер необходимо отправить в стратосферу независимо от погодных условий. В этом случае могут произойти разные непредвиденные обстоятельства, например, газгольдер воздушным потоком унесет в нежелательное направление или из-за инверсии он не сможет подняться в стратосферу.
      Давайте ещё раз определимся. Есть светящиеся шары-пилоты или как их называют в народе — «огненные шары», а есть воздушные оболочки, наполненные радиоактивным газом или газгольдеры.
      17 февраля 1959 года на ядерном реакторе АИ была произведена остановка реактора для монтажа каналов газовой петли КС-60 и вспомогательного оборудования. Аварии с выбросом, я предполагаю, не было. «Огненный шар», наблюдаемый в этот день из разных мест представлял собой огромный шар-пилот. Запускали его для изучения направления воздушного потока.
      Наполненная радиоактивными газами оболочка лопнула гораздо ниже, чем 10 000 км.
      Здесь дело не в высоте, на которой «лопнула» оболочка или воздушный газгольдер, а во времени, которое прошло от начала события до того момента, когда поисковики прибыли на Перевал. А прошло более 3-ех недель. Самый опасный короткоживущий изотоп йода-131 к этому времени стал намного безопасным.
      Дубинина Людмила погибла в овраге, в результате схода снежного оползня.

    2. Александр

      Период полураспада небольшой был. А ребра, конечно, снег, посмотрите Аскинадзи «Пост без фантастической мишуры».

    3. Александр

      Посмотрите период полураспада Йода-131.

  8. Таня

    Как это объясняет гибель дятловцев? Они увидели шар, ушли от него к кедру, а шар полетел за ними и взорвался? Или шар благополучно летал, а дятловцы погибли из-за атомных испытаний? Почему погибли две группы на склонах двух гор?

    1. Galka

      Мне ничего неизвестно о второй группе.
      Что касается группы Игоря Дятлова, то в этой гипотезе предполагается, что её гибель произошла в результате разрыва защитной оболочки воздушного объекта, наполненного радиоактивными газами.
      Произошло радиоактивное заражение территории.

  9. Алексей

    Очень интересно, в особенности про японские шары. К счастью, они не догадались снабдить их бактериологическим оружием. (глиняный снаряд, начинённый заражёнными насекомыми)

Оставить комментарий