Предвестники трагедии на Перевале Дятлова

Шары с «мирным характером поведения»

«Подавляющее большинство информаторов, встречавшихся с ними, говорят о мирном характере их поведения…»

Прокурор Л.Н. Иванов

Шары-пилоты

Шар-пилот (E. Pilot ballon, PIBAL D. Kugelige Wettersonde) — наполненный водородом небольшой шар (до 1 м в диаметре) из эластичного материала, служащий для определения направления и скорости ветра на разных высотах. Иногда шары-пилоты принимаются очевидцами за НЛО.

(Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках. – М.: ЭТС. ЛичакС.К. 1997.)

Шары-пилоты выпускают в свободный полет для определения характеристик ветра в высоких слоях атмосферы, используются для прогноза погоды, при стрельбе артиллерии, в метеообеспечении и т. д. Наблюдение за шаром-пилотом ведется при помощи двух теодолитов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. По измеренным через определенные промежутки времени высотам над горизонтом и азимутам вычисляют среднюю скорость и направление ветра на определенных высотах.

Первые бумажные шары-пилоты были изготовлены для запусков русскими моряками во время кругосветного плавания под руководством И. Ф. Крузенштерна в 1806 году.

В 1890 году было осуществлено измерение ветра на разных высотах путем прослеживания полета шара с помощью оптического прибора (теодолита). Сначала оболочки шаров-пилотов изготавливались из животной пленки, промасленной бумаги, прорезиненного шелка и других материалов. Аппендиксы у этих шаров в первых полетах оставались открытыми, что, вследствие утечки газов, приводило к изменению их вертикальной скорости. Только в 1901 г. Ассман начал применять для аэрологических исследований резиновые шары-пилоты с закрытым аппендиксом, обладающие почти постоянной скоростью.

Первые опыты по подъему приборов, автоматически регистрирующих температуру и давление воздуха, были произведены в Париже в 1892 г. Шар, поднимающий в атмосферу само- пишущий прибор — метеорограф, назвали шаром-зондом. После его разрыва метеорограф спускался на парашюте или вспомогательном шаре. Зондовые метеорографы отличались небольшой массой, малой инерцией и хорошей защитой от радиации. Благодаря этому методу в 1902 году французский ученый Тейсеран де Бор открыл стратосферу.

В 1903 году было установлено, что вертикальная скорость шаров зависит только от подъемной силы и массы оболочки шара, т. е. от величин, которые могут быть определены заранее до его выпуска в атмосферу. Это позволило заранее определять высоту шара как функцию времени.

шар-пилот Pilot Balloon

шар-пилот Pilot BalloonЗа шарами-пилотами наблюдали при помощи теодолитов. Каждую минуту, смотря на шар в трубу теодолита, отсчитывали по его кругам угол, под которым шар виден над горизонтом, или «вертикальный угол», и угол, который вертикальная плоскость, проходящая через шар, составляет с плоскостью меридиана — «горизонтальный угол».

Наблюдая за шаром в два таких теодолита, установленных в 1—2 км один от другого, по двум парам углов в каждую минуту находили высоту шара.

Прежде чем авиатору пускаться в воздушное путешествие, вначале запускался шар-пилот. Зная его размеры, можно определить, на сколько метров шар поднимается за каждую минуту, а стало быть, вычислить его высоту в любой момент от начала подъема.

Следя за шаром-пилотом в теодолит, в те же моменты можно узнать и его угловую высоту над горизонтом и его горизонтальный угол. Отсюда определялись скорость и направление ветра. На практике все вычисления выполнялись чрезвычайно быстро при помощи разных приспособлений и таблиц.

Едва шар-пилот успеет лопнуть или скрыться в облаках, как опытные наблюдатели уже сообщают летчику, на какой высоте ему ждать сильного ветра, а на какой — затишья, и на какой высоте плавают облака.

Метод получения данных о высоких слоях атмосферы с помощью шаров-пилотов стал самым распространенным в мире, его с успехом использовали на протяжении многих десятилетий. Большие эластичные оболочки, наполненные газом, поднимались за счет силы плавучести, действующей на газ, и переносились воздушными течениями. Движение шара-пилота тщательно прослеживалось метеорологами. В дальнейшем к шару стали подвешивать металлический отражатель, позволявший наблюдать за полетом шара с помощью радиолокатора. Эти наблюдения дополнялись визуальным прослеживанием.

Шары-пилоты наполняли водородом или гелием, их использовали для наблюдений на разных высотах. Для этого к шарам подвешивали комплекты разных метеорологических приборов, дававших непрерывную запись значений многих физических характеристик воздуха на высотах. Другие шары-пилоты имели специальный регулировочный клапан, позволявший шару удерживаться на заранее заданной высоте, что давало метеорологам непрерывный ряд наблюдений за изменениями метеорологических величин на данной высоте.

В 20-х годах 20-го столетия для исследования атмосферы во всем мире стали использовать шары-зонды, поднимаемые с метеорографом. Однако, после падения на землю, многие метеорографы обнаружить не удавалось, особенно в труднодоступной лесистой и болотистой местности, да и результативность запусков была очень мала.

В 1923 г. профессор П. А. Молчанов выдвинул идею и начал разработку радиозонда — прибора, поднимаемого на шаре и передающего данные измерений по радио…

Радиозонды

Запуск первого в мире радиозонда для исследования атмосферы

30 января 1930 года в Павловске под руководством П. А. Молчанова Павловской аэрологической обсерваторией под Ленинградом совместно с Нижегородской радиолабораторией был выпущен первый в мире радиозонд.

С 1935 года метод радиозондирования атмосферы стали использовать во всем мире и началось бурное развитие сети станций радиозондирования атмосферы.

В большинстве случаев шары-зонды применялись для непродолжительных наблюдений, но некоторые оставались в воздухе по нескольку месяцев. Наблюдения по приборам, поднимавшимся шарами-зондами, обычно проводились до высоты 8—9 км, хотя иногда эти приборы могли работать до высоты около 20 км.

С помощью шаров-зондов получали значения важных характеристик атмосферы. Скорость подъема шаров-зондов зависела от интенсивности восходящих движений в атмосфере. Скорость горизонтального полета шара-зонда и его высота подъема могли быть использованы для определения, например, высоты облаков.

«Огненные шары» И.В. Курчатова

1924 год…

И.В. Курчатов
И.В. Курчатов

«…От бюро погоды, в котором работали Мстислав Луценко и Игорь Курчатов, в связи с ночным перелетом авиации, потребовались срочные данные 0 воздушных течениях в верхних слоях атмосферы.

Радиозондов тогда еще не было, и ночные аэрологические наблюдения производились примитивным способом: к шару- пилоту привязывали бумажный фонарик со свечкой, шар запускали, и за его полетом следили с помощью теодолита. Зная подъемную силу шара и направление его полета, рассчитывали скорость воздушных течений на высоте.

Но в данном случае этот способ не подходил: был сильный ветер и темнота, и шар—пилот быстро бы потеряли из виду. Решили прибегнуть к помощи химии.

Пока наполняли шары водородом, Мстислав Луценко — по званию химик — занялся приготовлением горючей смеси. Бертолетову соль смешали с азотнокислым стронцием и порошком магния. «Конфисковали» у сотрудников весь запас сахара. Для пробы подожгли небольшую порцию — получилась очень яркая вспышка. Этим составом наполнили длинную гильзу. Гильзу привязали к шарам, определили подъемную силу и, захватив теодолит, полезли на вышку над обсерваторией.

Чиркнула спичка, шары с гильзой взмыли вверх. Все вокруг осветилось ярким розовым светом. Наблюдать за полетом шара не представило труда…

Однако, их эксперимент имел и другие, самые неожиданные последствия. На другой день, когда Игорь и Мстислав утром шли на работу, их остановила старушка:

— Ребятки, ночью-то знамение было! Свет огненный…

Игорь с Мстиславом удивленно переглянулись, потом прыснули со смеху. Как могли, объяснили, в чем дело…»
(Асташенков Петр «Курчатов»)

Основное предназначение «мирных» шаров — помощь в изучении атмосферы для различных целей. Так, например, до проведения ядерных испытаний метеорологическая служба запускала шары-пилоты для определения направления и скорости ветра и соответственно района вероятного радиоактивного загрязнения местности.

Прогнозы погоды, направление и скорость ветра определялись до высоты 18—21 км в районе испытаний радиусом до 500— 600 км на период до 2—3 суток. Метеорологи давали информацию об оптимальном времени проведения испытаний, параметров «среднего» ветра в заданных слоях атмосферы. Ежесуточно составлялись и анализировались метеокарты и карты воздушных течений в утреннее и вечернее время.

Специалисты метеобюро разрабатывали прогнозы на период до 2- х суток. За двое суток до момента взрыва руководству испытаниями докладывался предварительный прогноз на момент взрыва, за день до испытания утром и вечером докладывался уточненный прогноз. Такие прогнозы представлялись также отделу наземной радиационной разведки и другим отделам и группам обеспечения испытаний.

Мирные шары имеют «мирный характер поведения» и запускаются с целью изучения атмосферы для решения разных задач.
Тогда о каких шарах прокурор Иванов писал, что при встрече с ними «бывают трагические случаи»?

Читайте далее «Огненные спутники» в борьбе за превосходство

Один комментарий к теме “Предвестники трагедии на Перевале Дятлова

  1. Очень интересно, в особенности про японские шары. К счастью, они не догадались снабдить их бактериологическим оружием. (глиняный снаряд, начинённый заражёнными насекомыми)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *