Предвестники трагедии на Перевале Дятлова

Светящиеся шары-пилоты — предвестники трагедии на Перевале Дятлова

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…»

Аварийный эксперимент

В начале февраля 1959 года на атомном реакторе АИ, во время проведения очередных экспериментальных работ в промышленных целях (испытание сборок тепловыделяющих элементов — ТВЭЛов для АЭС), вследствие ошибочных действий персонала, в 7-ом технологическом канале произошла серьезная авария с зависанием блоков («козел»).

При ликвидации таких аварий дозы радиационного воздействия на персонал были недопустимо велики, а последствия их воздействий трагическими. На первых порах устранение заклинивания урановых блоков проводилось вручную: вся смена выстраивалась в очередь, бегом пробегала в реакторный зал, кувалдой била по зависшим блокам и выбегала из зала. После этого проводилась «дезактивация» организма сотрудников спиртом.

В этот период начальником смены реактора АИ был Куваев Леонид Павлинович.

Куваев Леонид 

Павлинович
Куваев Леонид Павлинович

Куваев Леонид Павлинович родился 27 августа 1922 года в Москве. В анкете Леонид Павлинович написал, что он из служащих. Отец его Куваев Павлин Васильевич родился в 1889 году в деревне Слободка Воложегодского района Вологодской области работал наладчиком типографии с 1907- 1910 гг. , с 1910- 1914 гг. по призыву — солдат и писарь в старой армии. С 1914- 1918 гг. на фронтах империалистической войны был участником боевых действий, затем в течение 27, 5 лет служил в Советской армии. Ушел в отставку подполковником запаса — персональным пенсионером. Умер 27. 10. 1961 г.

По состоянию здоровья матери в 1941 году семья переехала на ее родину в г. Казань, где Леонид Павлинович окончил 10 классов средней школы № 9, поступил в Казанский авиационный институт, но через год бросил его и поступил в Казанский химико- технологический институт. В 1947 году с дипломом инженера- механика и характеристикой » Проявил способности выше средних» был направлен по распределению на «Базу- 10».

Жена Куваева ( Пронина) Татьяна Ивановна родилась в 1923 г. в г. Смоленске, бухгалтер химического комбината » Маяк». В семье трое детей, две дочери и сын.

Согласно плану распределения молодых специалистов Л. П. Куваев отбирается на хозяйство Быстрова и 13. 07. 1947 г. прибывает на базу- 10, где назначается начальником смены отделения готовой продукции объекта А.

В первой характеристике, данной ему и. о. директором завода » А» Пинхасиком М. С., отмечается, что он инженер-механик, технически грамотен, хорошо изучил оборудование отделения и непрерывно проводит работу со всем подчиненным ему персоналом по повышению их технического уровня. К работе относится добросовестно, с работой справляется и вполне соответствует занимаемой должности. Такая же оценка работы повторяется и в последующих характеристиках директоров завода Архипова и Логиновского.

С 1. 03. 1951 г. он назначается инженером по Т. Б. завода А. Затем с 1. 02. 1952 г., после обучения и стажировки, зам. начальника смены реактора АИ. После дополнительного обучения, дублирования и сдачи экзаменов — начальником смены реактора АИ. С 1. 07. 1954 г. В этом же году Л. П. Куваев награждается орденом Ленина.

С 25. 07. 1955 — 9. 11. 1955 гг. обучается на 3-месячных курсах повышения квалификации в г. Москве, после чего утверждается главком начальником смены завода 21. 11. 1955 г.

Все было благополучно, однако, как свидетельствует приказ директора комбината 124, от 15. 11. 1957 г. в смене Л. П. Куваева при выполнении плановых работ — постановке рабочего канала из шахты в ячейку 09- 09 реактора АИ обломился канал, при незакрытых, по халатности, плитках вокруг ячейки; 16 рабочих блоков попали в конструкцию Е, что осложнило ликвидацию аварии и было увеличенное облучение персонала.

За совершенную аварию Л. П. Куваев с учетом его безупречной работы с 1947 г. был освобожден от должности начальника смены с понижением в должности. Наказаны и другие виновники аварии.

По своему характеру Л. П. Куваев — человек чрезвычайно мягкий и покладистый, не могущий строго спросить с персонала за упущение и строго потребовать выполнение инструкций. Но все же руководство решило возможным вернуть его в начальники смены зд. 701, так как, думали, что он учел опыт аварии.

22. 02. 1958 г. Куваев был вновь назначен начальником смены зд. 701, но уже 2-го января 1959 г. на плановой остановке для замены изотопного канала и извлечения стержней 2- х ручных регуляторов 10- 08 и 09- 11 в его смене произошел бесконтрольный разгон мощности реактора АИ.

При этом мощность центральных каналов кратковременно достигла номинального значения, что вызвало зависание 7- ми рабочих каналов. В числе зависших ТК 08- 10 снизил расход воды до ноля. В нем произошло повреждение рабочих блоков и разрыв технологической трубы, что сопровождалось появлением активности по воздуху от 500- 7000 доз в производственных помещениях и замачивание кладки аппарата. На ликвидацию аварии было затрачено 102 часа. Причиной аварии было грубейшее нарушение инструкции и неграмотность персонала.

В начале февраля 1959 года на атомном реакторе АИ, во время проведения очередных экспериментальных работ в промышленных целях, вследствие ошибочных действий персонала, в 7-ом технологическом канале произошла серьезная авария с зависанием блоков («козел»).

После этого стало ясно, что оставить Л. П. Куваева на оперативных работах на реакторах, несмотря на прежние заслуги, невозможно из-за постоянной аварийной работы реактора. 6.02.1959 г. его понижают в должности и назначают старшим инженером техотдела.

С 15. 11. 1959 г. — зам. нач. техотдела З. У. до 18. 09. 1987 г. — ухода на пенсию.

В 1954 году Леонид Павлинович Куваев был награждён орденом Ленина, в 1970 году — медалью » За доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медалью » Ветеран труда» в 1978 г.. Он был признан победителем социалистического соревнования по министерству в 1977 и 1979 годах, ударник 10- й пятилетки, занесён в Книгу почёта комбината. Леонид Павлинович Куваев избирался депутатом городского Совета 9 и 10- го созывов, был членом ГК КПСС.

Авария в начале февраля 1959 года на реакторе АИ с зависанием блоков («козел»), возможно, произошла в результате дефекта урановых блоков, связанных с несовершенством технологии их изготовления на радиохимическом заводе, директором которого был Алексеев Леонид Алексеевич .

В результате аварий типа «козел» в атмосферу поступает значительное количество радиоактивных аэрозолей, инертных радиоактивных газов — продуктов деления и радиоизотопов йода, частично радиоактивные газы попадают также в центральный зал реактора, что влечет за собой переоблучение всего сменного персонала. Конечно, в таком случае в первую очередь необходимо любым способом защищать жизни не только производственного персонала, но и обычных людей, живущих территориально в опасной зоне. Меры по спасению должно было принимать руководство, в частности, начальник смены Куваев Л.П.

В аварийной ситуации, когда радиоактивные аэрозоли вырываются из реактора в неконтролируемых объемах, единственный вариант для безопасности людей — изолировать «гремучую смесь» в оболочку и отправить ее в стратосферу.

Все экспериментальные работы, проводимые на реакторе, обязательно предусматривают метеорологическую подготовку к такой аварийной ситуации, а поэтому руководство реактора заранее должно было знать прогнозируемые метеорологические условия: температуру и плотность воздуха, влажность, давление, направление и скорость ветра. Для проведения экспериментов на реакторе прогноз погоды на несколько дней должны были предоставить метеорологи, которые в своих исследованиях атмосферы использовали метеорологические ракеты, радиозонды и, конечно, светящиеся шары — пилоты, с помощью которых исследовалось направление ветра. Запускали светящиеся шары обычно ночью или ранним утром.

Экспериментальные работы на реакторе АИ могли начинаться только при прогнозе благоприятных погодных условий, полученных от метеорологов.

Для проведения экспериментов на реакторах ПО «Маяк», расположенном в городе Озерск, благоприятным условием является южное или юго-восточное направление ветра, потому, что в случае аварии, оболочку с радиоактивным газом можно направить с помощью воздушного потока в безлюдное место — крайнюю точку Свердловской области.

Такие благоприятные условия для проведения экспериментальных работ в начале февраля 1959 года сложились 5-го числа.

http://www.wetterzentrale.de/reanalysis.php? map=1&model=noaa&var=3&jaar=1959&maand=02&dag=05&uur=0600&h=0&tr=360&nmaps=32#mapref

Метеоусловия 05.02.1959 (стрелки показывают основное направление воздушных потоков в определенное время).

Чем метеоусловия 5 февраля 1959 года были благоприятными для проведения экспериментальных работ на ядерном реакторе АИ? Тем, что воздушный поток в этот день имел южное направление. При таком направлении ветра, в случае аварии, радиоактивные выбросы можно изолировать в оболочку и направить ее по воздушному потоку в не населенную местность Северного Урала, где, взорвав оболочку на большой высоте, безопасно распылить радиоактивные аэрозоли.

Прежде, чем начать эксперимент на реакторе, руководство «Маяка» должно было получить от метеорологов результаты исследований атмосферы, а также направление и скорость ветра на определенной высоте вдоль всей траектории предполагаемого полета оболочки, наполненной радиоактивными газами. С этой целью вечером запускались светящиеся воздушные шары-пилоты. Пролет вдоль уральских гор одного из таких светящихся шаров-пилотов могли наблюдать туристы группы Анатолия Шумкова, которые ночью с 4 на 5 февраля находились на горе Чистоп — в 30 км. южнее группы Игоря Дятлова.

Траектория полета светящихся шаров
Траектория полета светящихся шаров

А. Шумков «Расследование» газета «Карпинский рабочий» № 15-16 1127-286. от 02.1999:

«…С обеда сильно мело. Ветер крепчал и к З часам уже дул с такой силой, что можно было на него «ложиться«.

Мы спускались с горы Чистоп…… «Это» с небольшой скоростью, бесшумно летело с юга на север над Уральским хребтом. Светилось, и довольно ярко. Необычна была подсветка низко плавающих облаков на высоте 2,5-3 км. Михаил Владимиров из нашей группы воскликнул: «Вот бы картину нарисовать».

А мороз за 50 градусов, попробуй сними шубенку. Пролетело «это» над горами западнее нас в 15-17 километрах, не снижаясь, и исчезло за горизонтом, оставляя светлый след на низкой облачности…»

Согласно архивным данным, погодные условия с 1 по 5 февраля 1959 года на Европейском материке, и в частности у горы Отортен были такими:

погода 1-5 февраля
Погода 1-5 февраля

Самая теплая погода в эти дни была 1 февраля, а самая холодная — 4-го февраля.
http://www.wetterzentrale.de/reanalysis.php? map=1&model=noaa&var=2&jaar=1959&maand=02&dag=04&uur=0600&h=0&tr=360&nmaps=32#mapref

Экспериментальные работы на ядерном реакторе АИ в начале февраля 1959 года, целях наибольшей безопасности должны были проводиться в ночную смену. По всей видимости, это была ночь с 4-го на 5-е февраля. В это же время начало меняться направление ветра на южное. Полет светящегося шара-пилота, запущенного метеорологами для исследований направления воздушного потока группа А. Шумкова могла наблюдать ночью с 4-го на 5-е февраля.

После проведения неудачного эксперимента на ядерном реакторе 5 февраля возникла серьезная аварийная ситуация — в 7-ом технологическом канале завис блок. Начальником смены реактора АИ в то время был Куваев Леонид Павлинович. Как установила заводская комиссия — авария произошла, вследствие ошибочных действий персонала, и Куваева Л.П. 6 февраля 1959 года за многоразовые аварии реактора отстранили от работы и перевели в техотдел старшим инженером.

Неизвестно сколько заводчан пострадало из-за этой аварии, информация о ее последствиях закрыта также, как о многих авариях, произошедших в те годы на НПО «Маяк». Возможно, в тот день на заводе обошлось без жертв благодаря тому, что радиоактивные газы были вовремя изолированы в оболочку…

Следователь Л.Н. Иванов в своем признании сообщил, что группа Игоря Дятлова стала свидетелем того «…как будто воздушный шар лопнул…«, наполненный «неведомой энергией«. Туристы встретили не светящийся шар с «мирным характером его поведения», а с неким воздушным летающим объектом, «встреча с которым привела к трагическому случаю»…

группа Дятлова

Встреча группы Игоря Дятлова с воздушным летающим объектом, содержащим опасное «наполнение» произошла вероятнее всего вечером 5 февраля, когда туристы возвращались после восхождения на гору Отортен.

Внезапно пошел странный снег — с неба посыпались белесые хлопья, которые не тая, оседали на лица и одежду…

 

группа Игоря Дятлова

группа Игоря Дятлова

Читайте далее Секретнее, чем запуски ракет

Один комментарий к теме “Предвестники трагедии на Перевале Дятлова

  1. Очень интересно, в особенности про японские шары. К счастью, они не догадались снабдить их бактериологическим оружием. (глиняный снаряд, начинённый заражёнными насекомыми)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *